Еще одна из моих публикаций про историю Заречного проросла таки откликом. В редакцию пришла Вера Филипповна Тюкавкина, по мужу Цыгулёва, и принесла свои заметки про русских людей, которых судьба на многие годы забросила в Маньчжурию. И в придачу к ним десятка два бесценных старых фотографий.
«Китайцы приехали»!
Это было давно, однако я все же помню, как их привезли в наш Конезавод № 48, ныне Заречный. Весной, в апреле, когда вода в Тоболе уже спала, но путь на другой берег еще перекрывали холодные ручьи. На радость детворе занятия в школе свернули, чтобы было где поселить этих людей. «Китайцы приехали», - только и разговоров было в поселке. Но присмотрелся народ и решил: «Да нет, не китайцы, по-русски говорят. Правда, как-то не по-нашенски».
Они прожили в Заречном более полувека, многие уже уехали отсюда или вообще ушли в мир иной. Но и по сей день мало кто в поселке знает, откуда они приехали и как попали на чужую землю. А тогда, весной 1955-го, у нас обозвали выстроенный ими поселок Пекином, их самих китайцами и стали жить вместе. Половина моего класса в конезаводской восьмилетней школе были их дети. Но так уж получилось, что не хватило тогда ума хотя бы раз спросить, кто были их родители, как оказались на чужбине. Воротить бы время назад…
Поэтому сразу же, как прочитал заметки Веры Филипповны, задал ей все свои вопросы.
- Ну как кто, мы русские люди были, забайкальцы. Наши деды и прадеды бежали от кошмаров Гражданской войны вслед за отступающей Российской армией. Тысячи вынужденных переселенцев перешли тогда через пограничную реку Сунгари и оказались в другом государстве. В котором, кстати, и без них кипели страсти: японские оккупанты, партизаны, хунхузы, китайские бандиты. Думали, временно ушли, вот кончится война, снова придет мир и порядок на землю, и вернемся. Вернулись, но не сразу, и не все.
Не думаю, что по ту сторону реки их встречали хлебом-солью. Но через границу шла армия, в полном вооружении, и что могла сделать малосильная пограничная стража Маньчжурии?
Прозвучали имена Колчака и Семёнова, командовавших тогда Российской армией. Уточню и напомню. В конце Гражданской войны Верховный правитель России адмирал Александр Колчак был расстрелян без суда в Иркутске. Это памятный, хотя бы по фильму, факт. Менее известна судьба генерал-лейтенанта Григория Семёнова, которого у нас называли просто атаманом. В сентябре 1945 года по одной версии его захватил СМЕРШ. По другой — советский десант, выброшенный на Харбин. Что не меняет сути дела: генерал был доставлен в Москву и предстал перед Военной коллегией Верховного суда СССР. Затем его повесили, как «врага советского народа и пособника японских агрессоров».
А как жилось на чужой земле простым людям, не генералам и не пособникам? Безопасность за рекой Сунгари, как оказалось, была понятием относительным. До сих пор во всех советских и даже российских изданиях говорится о зверствах казаков атамана Семёнова. Но в Интернете можно встретить рассказы о рейдах красных частей за пограничную реку. Там они тоже не церемонились с теми, кого считали врагами. Точно такое же творили, как и белогвардейцы
Чему учили в русских школах?
Но всё утряслось со временем, установилась граница, утихли страсти. Вера Филипповна рассказывает, как обустраивались они здесь, на целине. А про жизнь в Маньчжурии лучше всего говорят фотографии, многие еще довоенных лет. Вот семилетняя школа в городе Якэши в 1935 году (никогда даже не слышал про такой город). Сотня, не меньше, русских мальчишек и девчонок смотрят со старого снимка, и что характерно, все как один в аккуратной школьной форме. А вот в классной комнате портрет А.С. Пушкина на стене. Как будто где-то в России, или даже в СССР.
Учили не только русскому языку, который они там знали, возможно, даже лучше, чем мы здесь. Если не бояться громких слов, то можно сказать и так: учили патриотизму. Не забывали и про веру - вот на фото праздник Крещения, сотни людей на льду, где-то за ними Иордань, прорубь, в которую окунались верующие. На свадебных фото интересно разглядывать наряды жениха с невестой и их дружек. Жаль, не видно туфелек невесты, платье у нее как положено — в пол. А мужчины все в добротных хромовых сапогах, выходной обувке деревенских жителей.
Жених — это отец Веры Филипповны, Филипп Васильевич, впоследствии лучший плотник стройучастка в Конезаводе. Невеста — ее мама, Нина Зиновьевна. Снимок сделан в 1939 году.
Наверное, так и жили бы они там, в своих закрытых от чужих глаз селениях, если бы на их счастье не рассорились два вождя. Наш Никита Хрущев и китайский - Мао Цзедун. Не сошлись во мнении по поводу личности И.В.Сталина. И русских людей настоятельно попросили уехать на свою историческую родину, в СССР. В котором они никогда не бывали и имели смутное понятие о бывшей России. Или в какую иную страну — Австралию, Канаду, Новую Зеландию, где примут.
А вот еще любопытное фото в тему, на котором по-русски и китайскими иероглифами, несмотря ни на что, провозглашается советско-китайская дружба. И уточняется содержание снимка: «В день провода советских граждан на родину». Разве были они тогда советскими гражданами? Вера Филипповна отвечает: да, уже все к середине пятидесятых определились со своим ПМЖ. Может, и небедно жили они там, но это была чужая земля. И те, кто решил уезжать в Советский Союз, уже имели советские паспорта. Наше консульство в Харбине позаботилось. А кто-то выбрал другие страны, особенно много уехало русских людей в Австралию.
Уезжали в марте, весной, однако было еще очень холодно. Вере Тюкавкиной было 3,5 года, но она запомнила вокзал в городе Маньчжурия, много людей, костры, у которых они грелись. И деда своего запомнила, который стоял у костра в тулупе. Дед не поехал в СССР, перебрался в Австралию. Теперь там живет родня Тюкавкиных. А их, новых граждан СССР, погрузили в товарные вагоны, которые неспешным ходом покатили на целину. Выбора особого не было. В 1954 году повезли в Сибирь. Годом позже в Казахстан.
Продолжение следует… Вторую часть материала читайте в номере «КН» за 5 октября.
Владимир МОТОРИКО, автор и ведущий проекта «Как это было»
motoriko_v@mail.ru, тел.: 8(7142)541835
Фото из семейного архива семьи Тюкавкиных здесь и в Австралии