Перед вами два эпизода из жизни старого Костаная, совсем забытые или наполовину. Горожане во все времена любили свой Костанай и старались сделать его красивее и уютнее. Не всегда получалось, как хочется, и все-таки город все еще имеет свое лицо и даже... свой особенный запах. Об этом мне сказал один из моих сегодняшних собеседников. Его придают посаженные повсюду петунии. Правда, это заметно только летом...
Куда уплыло озеро?
Старожилы еще помнят, а люди помоложе не сразу поверят, но было такое. Речь идет об... озере, которое еще в пятидесятых годах плескало свои воды в самом центре Костаная.
Насчет его размеров очевидцы расходятся во мнениях. Одни говорят, что простиралось оно на полтора квартала, примерно от того места, где сейчас ЦОН. Другие отводят ему пространство едва ли не до нефтебазы. Ну, видимо, в разные годы было по-разному.
Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из газеты «Сталинский путь» за 1937 год.
«Есть в Кустанае озеро, расположенное между улицами Тарана (Тәуелсіздік), Пушкина, 1 Мая и Пензенской (Чехова), которое занимает целый квартал. Это озеро из года в год усыхает и загрязняется.
Сейчас озеро превращено в помойную, грязную яму. Горожане улиц Пензенская и 1 Мая и жильцы домов, находящихся у озерка, выбирают воду на домашние нужды. Горсовет никаких мер для сохранения озера не принимает.
Между тем можно в течение трех-четырех лет создать многое.
Во-первых, очистить озеро от мусора и грязи, огородить кругом и вокруг озерка произвести посадку деревьев. Во-вторых, охранять ежегодно воду и пополнять ее из реки Тобол, так как рядом идет водопровод (улица Пушкинская) до станции (имеется в виду ж/д вокзал — авт.).
Так ныне грязная лужа должна и может превратиться в культурное озеро и приятное место отдыха трудящихся города...
Горсовет должен серьезно обсудить этот вопрос в свете проблем третьей пятилетки в Кустанае».
Наверняка обсуждали, раз была такая публикация. Скорее всего, что-то было сделано, об этом можно судить и по воспоминаниям старожилов. В пятидесятые годы на берегу озера уже стояла школа № 11 имени Н.К.Крупской. Мне даже назвали фамилию женщины, которая училась в этой школе и после уроков с удовольствием купалась в нем.
Другой старожил припомнил продовольственный магазинчик, стоявший на его берегах. У магазина был номер согласно советским порядкам. Но по народным обычаям его звали запросто и с привязкой к местности: «Озерки». Обычный магазинчик с небогатым ассортиментом, но, как было тогда принято, «беленькую» продавали на розлив.
Однако, примерно в середине пятидесятых годов озеро обмелело и окончательно усохло. И на его месте выстроили общежитие пединститута, девятиэтажку и прочие здания, которые по сей день стоят здесь. Родников вроде не было заметно, грунтовые воды во время стройки не мешали и про озеро просто забыли.
Но так не бывает, чтобы вода бесследно исчезла неведомо куда и нигде более не проявлялась. Только ли паводки наполняли озерко? В гидрогеологии существует такое понятие, как круговорот подземных вод. Где-то эти воды копятся, собираются в подземные озера, и могут подниматься на более высокие горизонты.
На эту тему мы поговорили с известным ученым, гидрогеологом по основной профессии и костанайским старожилом Виктором Васильевичем Дейнегой. В итоге сошлись во мнении: да, пропавшее озеро вполне могло проявить себя где-то неподалеку. И не обязательно на том же месте, где оно когда-то было. И тогда станет понятным происхождение трещин на жилом доме по улице Гагарина — Чекмарева.
Можно ли предвидеть появление подобного водоёма в зоне строительства? Не всегда, грунтовые воды часто бывают непредсказуемы. Однако, еще в семидесятые годы руководитель института «Кустанайгорсельпроект» Л.А.Куперман в газете и на совещаниях напоминал о том, что в районе Кустанай-2 очень близки к поверхности грунтовые воды. Любое строительство от этого района и до Тобола надо вести очень осмотрительно.
А все-таки жаль, что не сохранили это озеро в центре Костаная. Вы только представьте себе, как бы оно украсило наш город и какую зону отдыха можно было здесь создать.
И было бы два Костаная...
В истории нашего города случился один странный эпизод, который мог бы круто повернуть судьбу Костаная...
И было бы сегодня у нас два города, старый и новый. Одноэтажный, бревенчатый, и современный, сверкающий турецкой облицовкой. В старом бы жили да поживали мастеровые и огородники. А в новом думы бы думали о нашем светлом будущем руководители и прочие служащие. И были, оказывается, вполне конкретные замыслы на этот счет.
Вызрели они в руководящих умах в начале пятидесятых. Летом 1951 года в Костанай прибыла из столицы специальная комиссия. Автор идеи неизвестен, суть же ее вкратце можно изложить так. Развивать новый город на месте старого экономически нецелесообразно. При таком строительстве множество жилых домишек пойдет под снос. Людям взамен придется давать квартиры, а где их взять? Кое-где уже проложены коммуникации, которые потребуют переделки. А это опять дополнительные расходы.
Дешевле и проще построить новый город с современным административным центром, всеми коммуникациями, конторами, кинотеатрами, школами. На правом берегу Тобола, подальше от реки и от грунтовых вод. В районе Заречного, чуть левее Затобольска. А старый город пусть себе живет в роли спального района, с надеждой на будущие коммунальные блага. Но пока с рукомойниками и будочками во дворах, колодцами и печным отоплением.
Создали, конечно же, свою комиссию, которую возглавил бывший в то время председателем горисполкома Василий Григорьевич Кудров. В комиссию вошли руководители всех ключевых контор, от горкома партии до санэпидстанции. Столицу представлял зав промтранспортным отделом ЦК Корней Ильич Козерод. Всем составом поехали на место, за город, по дороге обсуждая плюсы и минусы.
Место для нового города понравилось всем, и даже показалось оно лучше старого. Вот только Тобол был далековато, как-то привычнее, когда река рядом. Но зато здесь березовые колки под рукой, тоже хорошее место для труда и отдыха.
Идею одобрили и готовы были немедленно претворять в жизнь. Однако комиссия уехала и больше не подавала признаков жизни. А потом и разговоры про новый город сошли на нет. Лишь запись об этом эпизоде сохранилась в рукописных мемуарах А.Н.Шустикова, руководившего в то время горпланом. И была утеряна большая красная книга с планом нового города, разработанным институтом «Ленгипрогор».
Почему задвинули в архив столь грандиозный план? Скорее всего в связи с переменами в верхах. К руководству страной пришел Н.С.Хрущев, а его волновали совсем другие проекты. Вместо одного нового города в степи должны были вырасти сотни целинных поселков. И выросли, а идею нового города просто забыли.
Мне хотелось докопаться до подробностей этой истории, и я обратился к бывшему главному архитектору Костанайской области Николаю Ивановичу Касатову. Но он заступил на эту должность немного позже и впервые услышал о таком проекте. И даже не сразу поверил, что он вообще был. А убедившись, сразу отверг подобный вариант, как более дешевый. Ничего подобного, во всем мире строят и перестраивают города, это естественный процесс старения и обновления.
В Костанае о переносе города более не вспоминали, другие проблемы назревали и их решали по мере поступления. К концу шестидесятых стало очевидным, что старый административный центр города морально устарел. Бревенчатые избушки, которыми застроен был город, не очень сочетались с современными зданиями.
В 1969 году, после большого совещания на эту тему, по заданию обкома партии началась работа над новым генпланом, которую возглавил Н.И. Касатов. В итоге мы получили то, что имеем сегодня. С поправкой, разумеется на время и возможности.
Николай Иванович признается: очень жаль, что в новом генплане не нашлось места для знаменитой пожарной каланчи. Красивое было сооружение, знаковое. Но, с другой стороны, представьте себе, как бы это выглядело сегодня: областной акимат и перед ним деревянная каланча позапрошлого века. Перенести бы её куда. Но не было тогда у нас подходящих технологий.
Зато назрели такие планы, что иной раз кружилась голова. Например, о переброске сибирских рек в Азию, и как раз по руслу нашего Тобола. Но это уже совсем другая история.
P.S. Причем, абсолютно необходимый P.S. После этих моих заметок у читателя может возникнуть совершенно превратное представление о нашем городе. Спешу его поправить. И в 50-е, и уж точно в 60-е годы в Костанае было полно цветов. На старых снимках отчетливо видны огороженные цветники и клумбы там, где сегодня сорняки изображают газоны. Засажены они были, конечно, не розами, а простенькими бархатцами и им подобными. К этим снимкам я еще вернусь при удобном случае.
Владимир МОТОРИКО, автор и ведущий проекта «Как это было»
motoriko_v@mail.ru, тел.: 8(7142)541835
Фото из интернета, архива, семейного альбома Шустиковых и портала Армана Козыбаева «Костанай и костанайцы»