Их было восемь, совхозов Джетыгаринского (Житикаринского) района, созданных более шестидесяти лет назад. С первых палаток, с колышков, вбитых в целинную землю.
«Волгоградский», «Мюктыкольский», им. Чайковского, «Степной», «Комсомольский». Однажды мне довелось побывать в совхозе имени Чайковского, крепкое было хозяйство, с памятником великому композитору в центре поселка. В других не бывал, к сожалению До наших дней, если судить по интернету, дожил только «Степной», разумеется, в виде ТОО. Но хозяйство, в принципе, уцелело и кто-то из героев этого репортажа даже может узнать себя на снимках.
Судя по фотографиям, поводом для съемок стало окончание полевых работ. Или какой-то промежуточный этап посевной. Как это обычно бывало? В клубе совхозная самодеятельность разучивала концертные номера для участников посевной. Пионеры, разумеется, тоже готовились, писали какие-то речи, запоминали слова песен. А часто просто без всяких речей и бумажек дарили букетики полевых цветов своим отцам, братьям или просто соседям. Которые только что закончили большое дело, устали, но довольны сделанной работой.
Сколько обличительных слов было вылито на всю эту празднично-концертную работу! Она и подневольная была, и казенная, и излишне политизированная. Наверное, всего понемножку было. Но попробуйте найти на этих снимках хотя бы одно недовольное лицо. Да, многим ребятам, сам это хорошо помню, не нравилось маршировать по команде. Но любому рабочему человеку было приятно такое внимание к его труду. Хлеб-соль, концерт, пионеры с подснежниками. А вечером пара слов благодарности сыну или дочке.
Всякая говорильня отсеивается, как шелуха, а внимание к твоему труду запоминается навсегда. Премии, конечно тоже были, и грамоты почетные тоже. Само собой, медали и ордена. У иного рабочего человека за всю жизнь собирался целый чемодан почетных грамот. Говорят, что это мусор, который ничего не стоит. Напрасно говорят, подождите, эти грамоты еще в музеях выставлять будут.
Посмотрите на эти снимки еще раз. Если узнали кого-то и можете продолжить наш рассказ — пожалуйста.
Владимир Моторико
Фото Василия Середенко из архива редакции.