У выхода из Парка Победы в Костанае на невысоком постаменте стоит скульптурная фигурка девушки в военной форме, с винтовкой и санитарной сумкой через плечо. Рядом овчарка, и тоже явно с медицинскими навыками. Фронтовая медсестра. Расскажу историю появления этой скульптуры, она того заслуживает.
Не привык сидеть без дела
Год назад ее поставил здесь Бек Зейнелович Жусупов. Не скульптор, не чиновник, на сегодня простой пенсионер. Но среди аграриев человек известный и уважаемый. Почти двадцать лет он проработал в Камыстинском районе, руководил совхозом, а затем и ТОО «Бестюбе». За делами и хлопотами незаметно подкатил пенсионный возраст, со всеми его болячками и походами по врачам. И он решил: пора на отдых.
Пошел в отцовский дом, в котором жил его младший брат Оразгали и объявил о своем решении. Дела и полномочия передавал брату, как положено, у нотариуса. «Чтобы ты работал спокойно, не отвлекался на бюрократию».Хозяйство, по его словам, оставил в полном порядке. Долгов нет, даже Дом культуры построен. Сергей Кулагин, будучи акимом, открывал. Хорошую столовую возвел под его приглядом, как он сам говорит, «армянский народ». Имея в виду приезжих строителей из братской Армении.
А еще осталась в хозяйстве такая изюминка. Бек Зейнелович всю жизнь любил скульптурное искусство. Эти чувства отразились в целом наборе малых форм, символов восточного календаря: лошадь, обезьяна, петух, тигр. А еще поселок украшает аллея матерей: семь женщин с детьми, как знак уважения им от мужской части хозяйства. Одну скульптуру довелось открывать бывшему тогда акимом области Нуралы Садуакасову. Он был по делам в Бестюбе и тоже не отказался от почетной миссии. Каменную стену поставили на видном месте со словами: «Моя Родина — Казахстан».
В Костанае, куда переехал Бек Зейнелович, ему откровенно не хватало привычных директорских нагрузок. Чтоб не сидел без дела, все дети однажды собрались и отправили его отдыхать и поправлять здоровье в Ессентуки. Там, конечно, было хорошо, однако скучновато. Но однажды по пути к целебным источникам увидел он памятник военной медсестре. Хрупкая скульптурная фигурка запала в душу, и само собой припомнилось, что Костанай в годы войны был известен госпиталями. И, конечно, такими вот медицинскими сестричками.
Какая лепта с пенсионера ?
Отдохнул, набрался сил, и как-то дома по телевизору услышал, как аким области призывал земляков вносить свою лепту в развитие и красоту родного края. А что может пенсионер, какая с него лепта? Но силы же есть еще, энергия просит выхода, и мысли кое какие зреют. И если рассуждать о красоте, то память невольно возвращает в родной Бестюбе, к тем скульптуркам, что остались в поселке. Решил поставить в городе нечто подобное, но более патриотичное, в виде трех казахских батыров.
Сын Мурат идею поддержал, но засомневался в плане денег. Бек Зейнелович ответил, что это его забота, а вот за место под памятник придется похлопотать. Надо не только достойный участок найти, но и получить разрешение, согласовать, нужные подписи получить. И началось его хождение по кабинетам.
В одних на него смотрели как на чудака, который не знает, как потратить хорошие деньги. И ладно бы на память о предках, а тут идет речь о каких-то мифических батырах. Таким людям трудно объяснить, что у каждого из нас есть в душе частичка таких батыров. В других кабинетах откровенно волокитили процесс, и было такое чувство, что можно бы ускорить его известным способом. Но это чувство, не более того, ничего конкретного. Не будем тень бросать на честных чиновников.
И тогда Жусупов пошел за советом к своим друзьям Тулешу Джаканову и Аскару Ахметжанову. Потом поговорил со сватом своим Джандильдой Макановым . Первые посоветовали записаться на прием к акиму области, в конце концов, не коттедж для себя хочет строить. Второй отговорил от идеи славить батыров. «Ты посмотри, сколько повсюду таких скульптур появилось. Надо бы и меру знать».
Втроем поговорили, выяснилось, что у каждого в семье кто-то воевал, все люди немолодые, знают цену медицине и медиков уважают. И очень кстати вспомнилась та бронзовая медсестра, которую видел Бек Зейнелович в Ессентуках. Так и порешили: делать памятник фронтовой медсестре, и добиваться места для него в Парке Победы.
Бек Зейнелович связался со способными ребятами из Актобе, которые помогали ему украшать его поселок. Они пообещали сделать быстро, прислали по интернету свои варианты. Выбрали один, и Бек Зейнелович начал второй круг своих хождений. На прием к акиму области записываться пока не стал, а пошел к его заместителю Марату Жундубаеву.
Пришел, приемная полна народу, открывается дверь, хозяин кабинета увидел его, пригласил заходить сразу. «Извините, аксакал пусть зайдет первым». Жундубаев выслушал, всё понял, одобрил. «И в самом деле, в годы войны сколько людей прошло через наши госпиталя, идея хорошая». Потом уже конкретные дела решали заместитель акима города Олжас Нургалиев, сам аким Кайрат Ахметов. Секретарь областного маслихата Сайлаубек Ищанов заверил, что если нужно будет решение маслихата на этот счет, оно будет.
Нашлось местечко для памятника
Так решилась проблема, которой вроде бы и быть не могло. Всего и надо-то было, что выделить клочок земли в хорошем месте. И более ничего, даже денег никаких от государства. Мастера из Актобе не подвели, памятник сделали красивый и на века. Во всяком случае, дали гарантию, что простоит лет сто. Это не камень, не металл, а пластик, но добротный, стилизованный под бронзу. Бек Зейнелович нашел машину, встретил свой заказ.
Уже дома разглядели и девушку, и собаку при ней, всем понравилось. Открывали год назад, 8 мая, накануне великого праздника. Официоза никакого не было, пришли представители деловых женщин Кырмызы Жанбыршина, Римма Бектурганова, Людмила Гальцова, просто прохожие. Уже после праздника Беку Зейнеловичу позвонили из медицинского колледжа, попросили выступить перед студентами у этого памятника. «Вот кого надо было позвать на открытие», - запоздало подумалось ему.
Пришли человек семьдесят, в основном девчонки. Бек Зейнелович не стал говорить высоких слов, а пожелал им … назначать свидания у этого символа их профессии. И даже пообещал подарок, если у кого эти встречи закончатся свадьбой. Мне же дал понять: пусть приходят сюда, встречаются, своей профессией гордятся. Их ровесницы выносили на себе раненых с поля боя. Наши медики сейчас не на войне, но вот эту эпидемию кто встречает первым, каждый день рискуя жизнью? Без выстрелов, в привычных больничных кабинетах, но это тоже как на поле боя.
Постамент у памятника невысокий, у самой земли табличка: «Спасибо медсестрам! С уважением, Жусуповы — Макановы. И от всего народа». Пока я снимал ее на камеру, подошел молодой мужчина с ребенком. «А можно, мальчик собаку погладит?» Да сколько угодно. Это такой памятник, что его бы и надо гладить. Снял у памятника всю компанию. Бек Зейнелович, его жена Орындык и сестра Карлыгаш были довольны, что к их памятнику идут люди. Хотя бы для того, чтобы погладить собаку. Вырастут, прочитают и про госпитали, и про медсестер, и про великую войну, в которой победил наш народ. И кто-то может быть тоже станет медиком.
Такая вот история появления в Парке Победы еще одного памятника. Зачем я все это описал и с такими подробностями? А чтобы знали, кто это сделал, без всякой корысти, на свои лично заработанные деньги. И, может быть, заслужил бы благодарность от города, которому сделал такой подарок.
Автор и ведущий проекта Владимир МОТОРИКО.
Тел. 54-18-35 E-mail: motoriko_v@mail.ru.
Фото автора и из семейного альбома Жусуповых.