Это было давно, а как будто совсем недавно. В шестидесятые, в другой стране, но в этом же городе.
И яблочки будут, и цветы
В начале мая мы писали о яблонях, которые стали уже символом Костаная. Каждую весну они радуют не только журналистов «КН», но и всех жителей города. В публикации прозвучала просьба откликнуться тех, кто сажал эти яблони или знает людей, которые таким образом украсили город. И вот в редакцию пришла постоянная читательница цашей газеты Турагал Байтеновна Бакатова.
Как оказалось, жила она в шестидесятые годы совсем рядом с нашим зданием, в доме № 92 по улице Ленина (Аль Фараби). Муж ее Хамит Капанович Усембаев работал агрономом в областном управлении сельского хозяйства. В семье хорошо запомнился 1967 год. Это был особый год, юбилейный, в стране с размахом отмечали 50-летие Октябрьской революции. Гастроном «Юбилейный», кстати, с тех же пор носит такое имя. А семье агронома Усембаева накануне праздника на работе выдали ордер на новую квартиру.
Заселялись 5 ноября, квартира была по тем временам хорошая, двухкомнатная. Да еще в самом центре, в двух шагах от работы. Семья агронома, правда, не очень долго прожила здесь, родились дети, дали квартиру побольше. Но из этого дома жаль было уезжать. Была у него особенность, за которую дом очень ценили. Во дворе его для всех квартир были устроены погреба, в которых можно было хранить зимой любые припасы. Больше в городе подобных удобств, кажется, не было и нет.
Однако, вернемся к нашим яблоням. Как их сажали, ей рассказал муж весной следующего года.
Однажды Хамит Капанович вернулся с работы в приподнятом настроении, что было понятно. Днем у них был субботник, как обычно посвященный годовщине со дня рождения Ленина. И с порога объявил: не мусор во дворе убирали, а яблони посадили, вдоль всего здания. Я обрадовалась, рассказывает Турагал Байтеновна, говорю ему: «Вот хорошо, яблоки будут». Он засмеялся в ответ и говорит: «Да нет, не будет яблок, это обычные дички-ранетки. Но цветы на них весной будут. Ну и яблочки, наверное, тоже».
Турагал Байтеновна работала упаковщицей на камвольно-суконном комбинате, оттуда и ушла на пенсию. А яблони, совсем рядом с домом, радуют костанайцев и гостей города по сей день. Есть среди них старые, которые уже не могут вынести веса созревших к осени ранеток. Детвора, бывает, ломает ветки. Ранетки вызревают сладкие, сочные, трудно удержаться. Несколько яблонь мы уже заменили, подсадив новые, чтобы весной не нарушался строй цветущих деревьев.
Символ города, эти яблони стали и нашим своеобразным живым амулетом. И памятью о людях, которые работали в этом здании до нас. Сейчас уже вошло в обиход не очень лестное словечко чиновник. Так вот, то не чиновники были, а специалисты высокого класса. И чтобы попасть сюда, в это здание, надо было крепко поработать на земле, в совхозе или колхозе. Да и слова чиновник тогда не очень было в ходу.
На учебу в столицу
Хамит Капанович, о котором речь, родился в обычной казахской семье в селе Вишневка, это было отделением совхоза «Ленинградский» Урицкого (Сарыкольского) района. Отец его Капан Усембаев, пал смертью храбрых в 1942 году, оставив дома троих сыновей. Отмечу, сравнительно небольшая Вишневка потеряла на полях сражений 47 своих парней, это очень тяжелая утрата. А троих сыновей погибшего солдата, в том числе и Хамита, вырастил и поставил на ноги родной их дед Бекмагамбет. Эти подробности мне рассказал Тюлеген Шуланов, земляке и друг его младшего брата.
Учился Хамит в средней школе соседнего совхоза «Севастопольский», в которую каждый день приходилось добираться за пятнадцать километров. Школа была крепкая, знания давала не хуже городской. И Хамит старался, не зря же его после школы совхоз направил на учебу в столицу, в Алмаатинский сельскохозяйственный институт. Изучал агрономию и прочие науки, ездил на практику, на сельхозработы. У нас студенты убирали картошку, а там своя специфика. Яблоки, хлопок в южных районах. Обычная рутина, через которую должен был пройти каждый будущий агроном.
В одной группе с ним учился Серикболсын Абдильдин, который после вуза очень быстро пошел в гору. Известный экономист, впоследствии председатель Верховного Совета республики, лидер казахстанских коммунистов. Еще в те годы можно было попросить поддержки у однокурсника и как-то получше устроиться в жизни. Хамит Капанович про товарища помнил, но поехал по распределению в Карасуский район агрономом. А свою будущую жену он повстречал в родной Вишневке, в которую регулярно заезжал в гости.
Турагал Байтеновна, будущая жена его, поначалу училась в обычной школе с казахским языком обучения. Но пришло время целины, и ей пришлось заново идти в первый класс, чтобы освоить и русский язык. После школы, как и многие ее подруги, пошла работать в совхоз, на зерноток. Тут ее и приметил приехавший в родной поселок Хамит Капанович. Как свадьбу играли, сколько гостей было, не знаю. Скорее всего, скромно все было, время такое, что некогда и не на что особо праздновать.
Осталась добрая память
Работы у агронома всегда много, не только летом, вопреки поговорке. По кабинетам Хамит Капанович не ходил, в город не просился, но, видимо, приметили его и пригласили на работу в областное управление сельского хозяйства. В город переехали в 1961 году, квартиру дали не сразу, но дали. О ней уже сказано. В 1962 году в семье родился первенец. Назвали Андрианом, в честь советского космонавта Андриана Николаева. В те годы многие дети получили имена Юрия, Германа, Валентины. Космонавтов знали по именам все, тем более, что было их поначалу не очень много.
К сожалению, Хамит Капанович очень рано ушел из жизни, но память о себе оставил добрую. Дочь его Асия Усембаева работает в Костанайском педуннверситете. А в первый класс пошла здесь же, в Костанае, в только что выстроенную первую школу на улице Чезова. И когда случалось идти на демонстрацию или просто гулять по главной улице, весной это было особенно приятно. Аромат от цветущих яблонь затмевал все другие запахи. И она всегда знала, что ее отец тоже приложил руки к этой небольшой аллейке в центре Костаная.
Асия Усембаева очень жалеет, что во время переезда утеряли два больших альбома с фотографиями. На одной, запомнилось ей, отец стоит на ступеньках нащего здания с товарищами и чему-то смеется. А жена его, Турагал Байтеновна, освоила русский язык и пристрастилась к чтению. Все время выписывала «Ленинский путь», потом «Костанайские новости». Отсюда брала она всю информации, которая была ей интересна. Дочь ее говорит, что всегда, какой бы усталой она ни пришла со смены на своем КСК, страницы две в газете обязательно прочитает. Читает «КН» и сегодня. Раз в неделю обязательно приходит в редакцию, чтобы купить четверговый выпуск газеты. Несмотря на возраст, жару, пандемию. Осенью ей исполнится 80. Дай бог ей здоровья.
Совхоз «Севастоаольский», сказал мне Тюлеген Шуланов, дал стране четыре Героя Соцтруда. В этой истории героев нет, а есть простые, на первый взгляд незаметные люди. Но след в этой жизни они все равно оставили заметный, добрый.
Это было совсем недавно, но выросло уже целое поколение людей, которые почти ничего о том времени не знают.
Автор и ведущий проекта Владимир МОТОРИКО.
Тел. 54-18-35 E-mail: motoriko_v@mail.ru.
Фото из семейного альбома Усембаевых, Василия Середенко из архива редакции и автора.