В этой книге замешено столько ярчайших сюжетов, что можно бы усомниться: да вы шутите, разве бывало у нас такое ? Всякое бывало, да не обо всем в учебниках написано. Но вот он, живой свидетель того времени, больше сотни лет стоит в самом центре Костаная. Пассаж братьев Яушевых. А книга, которую я предлагаю перелистать вместе с её автором, называется «Купцы Яушевы. Семейная история». Написал ее прямой потомок знаменитого купеческого рода Александр Викторович Чайчиц.
Совсем немного об авторе
Отметим закладкой сюжет про клад, с которого, по легенде, началось торговое дело купцов Яушевых. Ну как в такой истории без клада? Однако расскажем поначалу об авторе, совсем коротко, чтобы осталось побольше места на саму книгу. Мы ведь почти ничего и не знаем про Яушевых, хотя имя их благодаря пассажу на слуху у каждого. На вопрос о себе Александр Викторович отвечает не привычным «родился, учился», а сразу уводит нас в историю своей известной династии. Родился в Москве, отец работал в МИД СССР, поэтому детство прошло в переездах между Германией, Беларусью, Австрией. Окончил Финансовый университет в Москве, поработал журналистом в Лондоне, теперь снова в Москве.
У Яушевых в Москве была большая интернациональная семья, в которой дружно уживались белорусы, латыши, украинцы, немцы, русские, евреи. Но правили в доме пожилые сестры, дочери Муллагали Яушева. Последнего главы дореволюционного Торгового дома «Братья Яушевы». Память о былых купеческих трудах всегда жила в семье. А в конце восьмидесятых о своих знаменитых предках уже можно было говорить открыто, не боясь гонений.
Александр Викторович вырос в атмосфере этой живой семейной памяти, расцвеченной фамильными преданиями. Яушевы сохранили немало документов, фотографий, воспоминаний о былых временах. Лет пятнадцать назад он начал записывать устные рассказы, занялся оцифровкой документов, общался с историками. Со временем стало понятно: все это можно и нужно оформить в форме книги. История Яушевых оказалась интересна не только членам семьи. Александр Викторович говорит, что книга востребована читателями и он рад этому.
Как разбогател Гайса
Еще в пятнадцатом веке предки Яушевых входили в число знатных семей Казанского ханства и занимались дипломатией. А купеческую династию, известную нам, основал человек по имени Гайса. В двадцатых годах ХIХ века приехал он из Казани на Южный Урал. В те годы здесь пересекались интересы и торговые пути Российской империи и Средней Азии. Купеческие караваны из центральных областей России везли промышленные товары в Бухару, Хиву, Коканд, Самарканд. Назад возвращались, нагруженные специями, продуктами, тканями.
Яушевы были татарами, а татары оказались удобными посредниками между Россией и тюркской Средней Азией. Гайса Яушев сопровождал торговые караваны: пустыня, палящее солнце, цепочка верблюдов. Не случайно же в гербе Челябинска видим мы по сей день это вьючное животное. До наших дней дошла и легенда, что Гайса однажды нашел в пустыне клад, который помог ему оставить прежнее занятие и основать свое торговое дело. Отголоски красивой легенды, которая в семье передавалась из уст в уста, попадались автору книги и в краеведческой литературе. Так или иначе, в скором времени Гайса Яушев не только разбогател, но и стал одним из лидеров купеческого сообщества в Троицке.
Человеком он был разворотливым, и дело постепенно пошло на лад. Со временем купцы Яушевы стали вкладывать свободные средства в различные прибыльные предприятия. Кроме торговли в сферу интересов семьи попали сельское хозяйство (пшеница и хлопок), кожевенное производство и даже золотые прииски. Яушевы открыли свои представительства в Москве, Варшаве, Ливерпуле. Не обошли стороной Ташкент, проторили дорогу в китайскую Кульджу, позднее – во Владивосток, Японию. Вообще Яушевы любили путешествовать по России, заезжали в Европу, где и подсмотрели, скорее всего, архитектурный образец для своего пассажа. Стиль модерн, он и сегодня не портит вида города.
Отношения с властью у Яушевых всегда были партнерскими и обоюдовыгодными. Много лет члены купеческой династии были депутатами городской думы в Троицке, не чурались общественных постов. После коронации Николая II глава фирмы был удостоен аудиенции у молодого российского императора. Муллагали Яушев в последние годы жизни Торгового дома заслужил звание советника коммерции, а это высший титул для представителя купеческого сословия. Но были они мусульманами и потому полного доверия от властей не имели. Были и слежка, и всякие бюрократические препоны, несмотря на показное покровительство.
Заглянем в купеческий дом
Расцвет купеческого дома Яушевых пришелся на годы перед началом первой мировой войны. К тому времени у Яушевых уже было четыре торговых пассажа (один из них костанайский), несколько магазинов поменьше, мыловаренный и кожевенный заводы, сельское имение, которое потом стало успешным колхозом. Это еще один сюжет, из которого могла бы вырасти отдельная книга, ведь село живо и поныне. Занимались Яушевы производством хлопка, имели доли в золотых приисках и в мукомольной фирме. В те годы по грубым прикидкам на Яушевых работало несколько тысяч человек. Точную цифру назвать трудно, потому что кроме основной фирмы было много «дочек» поменьше.
Заглянем же в купеческий дом, посмотрим, как они жили, чем увлекались, с кем дружили? Яушевы были верующими мусульманами, но без фанатизма, как сегодня говорят, людьми просвещенными. Познакомиться с ними поближе помогают фотографии, которые удалось сохранить. На них мы видим по-европейски одетых, уверенных в себе женщин, без малейшего намека на хиджабы. Женщины из семьи Яушевых заказывали себе наряды у знаменитого в России модельера Надежды Ламановой, а шубы сдавали на лето в специальный холодильник в Москве. В семейном архиве сохранился портрет Мафтухи Яушевой, сделанный в ателье придворного фотографа Георгия Трунова в Москве.
Очень любили Яушевы лошадей, они содержали целую конюшню спортивных скакунов. В доме Яушевых в Троицке на видном месте были выставлены призы, которые их конюшня завоевала на скачках. В доме с удовольствием играли в преферанс, и не только мужчины, как это принято в наше время. Мафтуха Яушева за карточным столом вечерами частенько собирала жен троицких купцов. И конечно желанными гостями творческих вечеров у Яушевых всегда были татарские литераторы, журналисты, артисты, музыканты. И здесь уже звучали другие, музыкальные пассажи, стихи, споры.
Простые люди в преферанс с хозяевами конечно не играли. Но сохранились воспоминания работников Яушевых, в которых они называли их людьми справедливыми и щедрыми. Не будем возводить их в идеал, но, судя по всему, Яушевы были действительно порядочными работодателями. В трудных ситуациях помогали своим работникам, к праздникам не скупились на подарки, не различая при этом христиан и мусульман. Потом, когда грянула революция, которая раскидала семью по эмиграциям, это аукнулось Яушевым. Семья Муллагали выжила, пожалуй, только благодаря помощи его бывших работников. Люди помнили его доброту и делились с бывшим хозяином последним, помогали продуктами.
(Окончание следует).
Автор и ведущий проекта Владимир МОТОРИКО.
Тел. 54-18-35 E-mail: motoriko_v@mail.ru.
Фото предоставлено автором книги А.В.Чайчицем