В середине двухтысячных годов на экраны вышел приключенческий фильм по разделу «военная драма» с нейтральным названием «Австралия». В основу его сюжета лег перегон многотысячного стада коров через всю Австралию для нужд союзной армии в годы второй мировой войны. Вся драма была завязана, как обычно, на деньгах и героических ковбоях, которые бились и погибали за них.
Тем, кому еще хуже
Однако запомнился фильм не только крутыми поворотами сюжета, но и прекрасными съемками удивительной природы Австралии. Бескрайние прерии, стада коров до горизонта, ковбои, которые красуются на фоне заката. А ведь у нас была своя «Австралия», и тоже гнали стада через всю страну. Только не ковбои, а простые люди, наши колхозники, и тогда это слово не было ругательным. И цель у перегонщиков была другая, хотя тоже связанная с войной. Великой Отечественной войной.
Татьяна Станогина (стоит первая справа)
Это почти полностью выпавший из нашей истории пласт событий, о которых трудно найти что-либо внятное. Когда-то попадалось мне на глаза архивное фото немолодой женщины с простым русским лицом. Запомнилось слово из подписи - перегонщица скота. В поселке Майколь, в школьном музее, слово обрело конкретный смысл, в альбоме о помощи тыла фронту. Это был перегон скота в освобожденные от фашистов районы страны, в Майколе речь шла о Ростовской области. После ухода фашистов с оккупированных территорий обнаружилась жуткая картина. Мало того, что они уничтожили тысячи мирных людей. Так они и скот весь порезали и сожрали, оставив деревни пустыми и голодными. Надо было помогать.
Не буду лукавить, никто у нас не рвался отдавать свою буренку в чужие руки, самим нужна была. Но здесь худо - бедно можно было прокормиться, на земле, которая не знала ужасов фашистской оккупации. А там, на юге России, на Украине, было совсем голодно.
Пути ведут в Шолаксай
Первым на публикацию о Майколе отозвался давний друг редакции Умирзак Ихтиляпов. Он же посоветовал искать ответ на мой вопрос о перегонщиках скота в книге «Шолаксай» про его родное село. Там и нашлась главка, в которой рассказывалось о том, как это было. Я ее изложу, с разрешения автора книги, нашей журналистки Людмилы Фефеловой, чтобы вернуть память об этом подвиге. И людях, которые его совершили, в том числе и из других аулов и сёл.
Всех фамилий и колхозов не назову, это невозможно, но хотя бы напомню про этот кусочек нашей истории.
От всей души
Вначале было, конечно, слово. В данном конкретном случае почин трудящихся Иркутской области, которые первыми отозвались на общую беду освобожденных от фашистов районов. Конечно же, за всеми громкими словами стояли конкретные указания сверху. Может быть, из Москвы, из Государственного комитета обороны, или другого какого органа власти. Надо было помочь нашим людям, у которых фашисты отняли все.
В Кустанае на призыв из Иркутска отозвались решением областного комитета ВКП(б):
«Сейчас Красная Армия гонит фашистскую нечисть на запад, расчищая от нее родную землю. В освобожденных районах вновь расцветает жизнь. Патриотический долг людей советского тыла – позаботиться не только о выполнении производственных планов своими коллективами, но и помочь населению районов, освобожденных от фашистских извергов. Хорошо сделали трудящиеся Иркутской области, организовавшие натуральную помощь скотом колхозникам освобожденных районов. Следуя их примеру, колхозники нашего Амангельдинского района выделили из личного пользования 100 коров и от всей души передают их своим братьям в освобожденных от немецкого ига районах. Сбор скота у нас продолжается».
Вышли в мае, прибыли в октябре
Все районы области подключились к этой бескорыстной акции. Стада гнали своим ходом, через всю страну, и можно только представить, каким был этот долгий марш. При этом все животные были на подножном корму, шли неспешно, с таким расчетом, чтобы не потерять в весе. Упомянутый марш был не единственный, их было несколько, в середине войны и даже после её окончания.
Бегалы Дзюльбаев
«Шел 1948 год, - говорится в книге «Шолаксай». - К перегону скота привлекли людей покрепче. Старшим скотником назначили Бегалы Дзюльбаева. С ним отправили Татьяну Станогину (Маркову) и свинарку Надежду Пелихову. Из Семиозерного района гнали пять гуртов. Из них четыре гурта молодняка, а Бегалы Дзюльбаеву доверили самый ценный взрослый скот – 100 голов. Полгода заняла эта сложная и небезопасная операция. В путь колхозники вышли в мае, к месту назначения, в Луганскую область, добрались в октябре.
Такими людьми мы имеем полное право гордиться – они сохранили все поголовье. Они отдали Украине то, в чем сами нуждались. Всего Кустанайская область выделила 30 перегонщиков. Этим людям и на обратной дороге было нелегко – домой добирались полтора месяца».
Имена
Многие имена участников этой героической операции нашлись в книге, подготовленной областным советом ветеранов. Она называется «Костанайцы — герои тыла. Личный вклад». Книга была издана в 2012 году, в ней есть имена, названия, даты. Достоверно, со ссылкой на конкретные архивные документы и решения. Это как бы маленькая энциклопедия, составленная по материалам облисполкома и других органов власти. Есть в ней и список гуртоправов, гонщиков, управляющих районными «Заготконторами», которых представляли к правительственным наградам за организацию заготовок и отправку скота в освобожденные от немецкой оккупации районы Луганской и Донецкой областей (тогда они назывались Ворошиловградская и Сталинская).
Назову, наконец, этих людей, хотя бы несколько фамилий, всех перечислить здесь просто невозможно. Гонщица – доярка колхоза «Новый путь» Мендыгаринского района Вера Васильевна Шустикова, гонщица колхоза имени Чапаева Узункольского района Татьяна Васильевна Кирпиченкова, Идрис Мусагалиев, гуртоправ колхоза «Новая сила» Пешковской конторы, Байсалбай Кенжесарин, гонщик колхоза имени Куйбышева, Амангельдинская райконтора, Каратай Дюсембаев, гуртоправ Карасульской райконторы, Салык Бегун, гонщик колхоза имени Красной Армии Урицкой райконторы, Влас Иванович Джаран, гуртоправ колхоза «Совет коммунистов» Убаганской райконоры. Руководила сбором и отправкой животных Кустанайская областная контора «Заготскот», которой командовал Александр Алексеевич Жидов. Низкий им всем поклон и добрая память.
Млечный путь
Такая вот казахстанская «Австралия». А на студии «Казахфильм» в 1983 году был снят фильм на эту тему с символическим названием «Долгий Млечный путь». В колхозе формируют гурт скота из пятисот голов, чтобы перегнать его на освобожденную от фашистов Украину. Для охраны скотогонам придают приехавшего в отпуск бойца с фронта, вручают ему револьвер. Они пошли пешком, за тысячи километров, иногда подсаживаясь на подводы. Ночевали порой под открытым небом, по утрам доили коров, а молоко сдавали по дороге в детские дома и школы. Отсюда и название фильма. Отбивались от грабителей и барымтачей. И если бы не фронтовик с его револьвером...
На Украине наших колхозников встретили поклонами и благодарностями. Много добрых слов было сказано в адрес Казахстана и его братского народа. Всех коров, пятьсот голов, распределили по колхозам. И пока шел нервный процесс дележа кормилиц, одну корову увела женщина с ребятишками. Как она сама сказала, «у дитячий дом». Все, кто видел это, поняли её без перевода и никто не сделал попытки остановить или потребовать денег за корову. Какие деньги? Не для того же они гнали это стадо за тысячи километров.
Так было в фильме, и в жизни примерно так же.
домашнего альбома Татьяны Станогиной (Марковой), сайта kinoprofi.io
и кадры из фильма