Семья из поселка Аулиеколь вернулась из Германии. Нуржановы побывали в концлагере, где погиб в годы войны их дед.
Аулиеколь, 70 лет спустя
Шикатай Нуржанов. На фронт ушел в 43 года. Ни письма, ни похоронки, ни сообщения, что без вести пропал. Первое известие о деде со времен Великой Отечественной войны семья получила со страниц «Костанайских новостей». В рамках нашего проекта мы выяснили, что фронтовик погиб в нацистском плену, в лагере Берген-Бельзен. Семья, узнав всё это, горестно, но всё же облегченно вздохнула. Их предок не предал свой народ, он погиб от рук нацистов. У Шикатая был один сын, который в 12 лет проводил его на фронт. Правды о своем отце Абдукарим так и не узнал, не дожил. Потому внук Ауез посчитал за долг довести это семейное дело до конца.
Мемориал Берген-Бельзен хранит память о трагедии концлагеря.
На семейном совете Нуржановы и решили: надо ехать.
Об их намерении узнали в Германии. В популярном среди немецких переселенцев журнале «Контакт-шанс» была опубликована история Нуржановых. И сразу десять семей выразили готовность принять костанайцев. Бесплатно предоставить крышу над головой, встретить в аэропорту, свозить в Берген-Бельзен. Такому отклику аулиекольцы были и обрадованы, и удивлены. Ведь им главное было – чтобы кто-то помог сориентироваться в незнакомой стране. А тут радушный прием земляков!
Германия, № 20257
В Германию костанайцы вылетели втроем: супруги Ауез и Рашила Нуржановы и их 25-летний сын Асет. В Ганновере их встретили Валера и Оксана Трибельхорн. Они переехали в Германию из Щучинска Акмолинской области. Молодая пара и их двое детей с радостью приняли костанайцев у себя. На экскурсию в Берген-Бельзен поехали вместе с Нуржановыми как моральная поддержка. На время визита костанайцев глава семейства Трибельхорн специально взял отпуск.
– Сейчас это уже парк-мемориал. Красивое место с пышной природой. За 70 лет уже и деревья выросли. Идешь по чистым тропинкам, и вдруг плакат: «На этом месте в лагере был размещен крематорий». Стоишь и переводишь взгляд с сочной травы на плакат и обратно. И мурашки по коже. Дед здесь жил и умирал под номером 20257.
У входа в мемориал Нуржановых встретила бывшая землячка казахстанская немка Лидия Мильке, которая уже 14 лет является сотрудницей Берген-Бельзена. За это время траурными тропами она провела более 30 тысяч человек. В Германию переехала из Караганды. 22 года проработала в Казахстане учителем истории. Впервые побывав в Берген-Бельзене, бывшая учительница советской школы поразилась тому, как открыто немцы говорят о своем нелицеприятном прошлом. И поняла, что и на немецкой земле она сможет быть полезна как историк.
– Впечатление от мемориала трудно передать. Сюда бесконечно едут люди разных национальностей. Не все, правда, выдерживают. Женщины зачастую отказываются знакомиться с материалами об адских подробностях уничтожения людей. Здесь и личные вещи узников хранятся. Бараки не сохранились, но весь лагерь воссоздан в миниатюре. Огромная территория. В Берген-Бельзене в день умирало более 300 узников. В 1943–1945 годах здесь окончили свою жизнь около 50 тысяч заключённых. Что касается нашего деда, то Лидия посмотрела его карту пленного. Разъяснила, что сюда он был переведен из другого лагеря уже в плохом состоянии. Вроде как в лазарет, но на самом деле – умирать. И он уже не интересовал никого как рабочая сила. Лидия сделала вывод, что он умер от голода, истощения организма.
В Германию Нуржановы привезли казахстанскую землю, а увезли местную. Прочитали молитву. На территории мемориала есть специальное строение с прозрачным куполом. С неба льется свет. Это место для молитвы людей любой веры. Комната тишины. Люди здесь оставляют камни с посланиями и записки для своих умерших предков. Нуржановы положили монетки тенге. Как символ Казахстана. У нас тоже о трагедии концлагеря помнят.
– Помнят о ней и в Германии. Немцы с чувством вины рассказывают об ужасах Берген-Бельзена. Еще здесь уже выстроился целый забор из кирпичиков с именами погибших узников. Глиняные кирпичики-таблички раскрашивают немецкие школьники. Это проект «Мы пишем ваши имена», в рамках его школьникам рассказывают и обо всех ужасах плена. Министерство образования Нижней Саксонии рекомендует каждому учащемуся хотя бы раз посетить мемориал Берген-Бельзен.
15 апреля 1945 года лагерь был освобожден британскими войсками, которые обнаружили там горы трупов и около 60000 полутрупов, многих из которых так и не удалось спасти.
Шобанкуль, октябрь 2014
После Берген-Бельзена Нуржановых в гости ждали еще бывшие аулиекольцы Борис и Элизабет Садвакасовы, они встретили земляков под Мюнхеном, свозили в Австрию, показали дачу Гитлера в Альпах – так называемое «Орлиное гнездо». По возвращении в Казахстан Нуржановы сразу поехали в поселок Шобанкуль. На родовое кладбище. Но перед этим заехали к маме Ауеза Абдукаримовича.
– Мама плохо себя чувствует. Меня попросила по пути в Шобанкуль заехать. Она хотела понюхать землю, в которой лежит наш Шикатай. Мы ее горсть привезли на родовое кладбище. Там, как я и обещал, поставили памятник. Сами его построили. С красной звездой, символом воина и защитника. Скоро соберем большой поминальный обед. Теперь я чувствую, что восстановлены главные нити моей жизни. Семейные. Я помню, когда мне было лет 5-6, взрослые ездили устанавливать памятник Нуржану. Оказалось, это мой прадед, который и дал фамилию нашей семье. Понимаете? Я очень хочу верить, что и мои дети это уяснят, запомнят и прочувствуют. Разрывов в истории поколений не должно быть. В памяти, традициях и сплоченности сила семьи. И этой осенью я ее, как никогда, хорошо чувствую. Верю, чувствуют это и мои предки.
Посреди леса в Берген-Бельзене то и дело встречаются памятники. Их здесь разрешают ставить компактные и низкие. К слову, такой заказали и Нуржановы. С именем Шикатая. За него нужно перечислить 800 евро. Сумасшедшие деньги для сельской семьи, но Нуржановы согласились. И по возвращении взяли деньги в долг. К ноябрю памятник Шикатаю Нуржанову будет установлен на земле Берген-Бельзена.
– А что деньги? Нам вот тоже говорят, мол, компенсацию бы потребовали, а вы еще и в долг себе ездили. Нет. Не буду ничего просить… Говорят, дело памяти любых денег стоит. Вернутся, думаю, они. Мы в этой поездке ощутили очень теплое отношение земляков разных национальностей. Мы ведь там пешком практически не ходили. Всё возили нас, опекали. Это так трогательно, мы очень благодарны всем, кто нам помог. Мы ощутили, что, как и прежде, все мы – одна большая казахстанская семья.
Немцы, помогавшие костанайцам, признались, что провожали гостей в Казахстан с чувством неловкости и вины за трагедию прошлого. Были и такие слова: «Спасибо вам, Нуржановы, за беспредельное всепрощение, на которое способны только великие души казахов. Ведь в трудные годы выселения в голодной степи многие немецкие семьи выжили исключительно благодаря доброте и долготерпению казахов».
Фото предоставлены семьей Нуржановых.