Именно так закончил войну наш земляк Байжан Коржумбаев. Его сын уверен, что в деле памяти о подвиге отца не поставлена точка…
Характер
О его подвиге семья узнала недавно. Не любил фронтовик рассказывать о войне, хвалиться наградами. Ушел рано, в 1982 году. А уже в 21 веке сын начал восстанавливать фронтовой путь отца по документам. Вот тут-то и вышла нестыковка.
с медалью на груди.
Но сначала о волевом характере Байжана Коржумбаева, который жил в маленьком поселке посреди степи, а хотел жить в лесу. Говорят, если тебе не нравится в том месте, где находишься, или меняй отношение к месту, или уезжай. Иначе счастья не будет. Уехать вроде проще, но Байжан не искал легких путей.
– Наш поселок Джамбул находился возле Докучаевки, сейчас – Караменды, – рассказывает сын Тумурза Коржунбаев. – И в этой деревне не было ни одного дерева. Степь кругом. Отец решил: надо сажать лес. Саженцы взять было негде, это сейчас их уже двухметровыми продают. А тогда он из заповедника возил маленькие ростки.
«Был юбилейный год Победы, – рассказывает сын фронтовика, – и музей объявил сбор трофеев.
Тогда мы и решили: отдадим. Отец привез этот фронтовой ящик из Берлина, использовал его
как сейф. В нем-то и хранились документы. Ящик – трофейный, использовался, скорее всего, для хранения медикаментов, на нем еще видны немецкие надписи».
Штук сто высадил, огородил самодельным забором из старых столов, чтобы скотина не поломала, и начал строго следить за поливом. Мне лет 7-8 было, ох, и не нравилось все это нам с братом. Отец сделал дополнительные колодцы, и мы поливали саженцы каждый день, по ведру на лунку, никак не меньше! Иначе не приживутся, объяснял отец. А нам бы поиграть. Помню, папа говорил: «Вырастут, и будете в их тени отдыхать». Поселок сегодня наполовину опустел, а его деревья стоят, уже высоченные. Их, кстати, там очень много, примеру отца потом последовали все сельчане. Целый оазис в степи получился.
После войны Байжан устроился работать егерем в Наурзумский заповедник, и это было счастьем для него.
Подвиг
– Вспомнил этот случай, когда узнал, как воевал отец. Не удивился. Уж очень волевой и справедливый был Байжан, надо было – действовал, а не ждал. Вот его наградной лист с описанием подвига: «В боях с немецкими захватчиками проявляет мужество и отвагу. Особо отличился в боях за овладение г. Берлин в районе рейхстага. 30.05.1945 г. батарея стояла на прямой наводке на берегу р. Шпрее. Противник обнаружил батарею и при малейшем движении вел ружейно-пулеметный огонь. Коржумбаев в течение двух дней, рискуя жизнью, работал за установщика и заряжающего. Орудие, стоящее на прямой наводке, боевую задачу выполнило отлично. В результате чего были уничтожены три пулеметные точки и разрушено здание, превращенное немцами в опорный пункт. Тем самым был обеспечен штурм рейхстага».
За это наш земляк был награжден ценной солдатской медалью «За Отвагу». Но сын с удивлением узнал из официальных документов (они хранятся в базе «Подвиг народа»), что отец был награжден еще и орденом Отечественной войны второй степени.
Орден
– Отец был очень педантичным. Все документы хранил и нам передал.
И военный билет, и трудовую книжку, на каждую медаль бумаги, да и сами награды – тоже. Так вот ни документов на орден, ни самого ордена у него никогда не было. Получается, подписали, но не дали. Знаю, так бывало на войне. Но я хочу добиться, чтобы эта награда была выдана и хранилась в нашей семье.
Тумурза Коржунбаев уже готовит различные запросы, в том числе в архив Великой Отечественной войны, который находится в Подольске. Надеется, что справедливость будет восстановлена.