Путаница с музыкой

В Казахстане действует больше десятка организаций, работающих в сфере авторского права. Иногда в какое-либо кафе приходят сразу несколько представителей таких обществ собирать деньги за публичную трансляцию музыки. Защищать права авторов нужно – с этим никто не спорит, но зачем так много «сборщиков»?

Владелица одного из салонов красоты пожаловалась, что с нее требовали отчислений за работающее в парикмахерской радио. Мол, это называется публичная трансляция. Радио пришлось отключить. Теперь мастера работают под включенный телевизор. Но завтра могут заставить платить и за него. В 2023 году один из сенаторов предлагал взимать деньги даже с новогодних утренников.

В связи с этим вспомнился случай, когда у одного из известных зарубежных музыкантов спросили, получал ли он когда-либо роялти из Казахстана. Артисту самому стало интересно – навел справки через юриста. Оказалось, что ничего и никогда из Казахстана он не получал. А то, что его песни активно крутят и исполняются у нас, это факт.

Хозяйка салона поинтересовалась у очередного «сборщика»: как вы определяете, какие именно песни крутятся в салоне? Человека приставите? На что получила загадочный ответ: «У нас есть проверенные методы и инструменты».

Еще один момент. Пару лет назад позвонил один из музыкантов, исполняющий несколько песен на мои тексты. Посоветовал обратиться в российское авторское общество, мол, какие-то деньги в любом случае получишь. В РАО подтвердили, что отчисления есть. Но выплатить их гражданину другой страны они не могут. Нужен договор между РАО и каким-либо казахстанским обществом защиты. Написал в Казахское авторское общество. Тишина.

Владелице парикмахерской я предложил провести следующий эксперимент. Есть сотни песен, написанных лично мной, крути их в своем салоне абсолютно бесплатно. Но в одном из авторских обществ мне ответили, что так нельзя. Обязан зарегистрироваться у них как автор, и уже они, с помощью «проверенных методов и инструментов» будут следить за исполнением моих песен, брать с владельца заведения деньги и перечислять мне целых тридцать процентов. Если же я предоставлю песни напрямую, это будет нарушением авторских прав. Вопрос: каким образом я могу нарушить собственные права?

Хотя международный опыт показывает, что можно, видимо, нарушить и собственные права. Конечно, с точки зрения блюстителей законов. Одно время я распространял свои произведения через известного дистрибьютора TuneCore. Это большой американский лейбл, партнер Youtube. Так как через TuneCore прослушиваний было мало, я создал дополнительный канал. Но его забанили. Дистрибьютор мой протест отклонил.

Впрочем, казахстанские авторские общества не церемонятся и с такими гигантами, как TuneCore. В прошлом году под бан попали все казахстанские исполнители в Instagram и TikTok, даже те, кто работал напрямую с американцами и к казахстанским авторским обществам отношения не имел.

В общем, с музыкой путаница. Нужны поправки в действующий закон о защите авторских прав, которые регулировали бы в том числе вопросы самостоятельного распространения музыки.