Станет ли Казахстан читающей нацией?

Напомню, что согласно опросу бизнес-издания «CEOWORLD», у которого более 12,4 миллионов читателей по всему миру, Казахстан — далеко не читающая страна: в рейтинге за 2024 год он занял 95-е место среди 102 государств, в которых суммарно было опрошено 6,5 млн человек, передает ranking.kz.

В среднем за год каждый казахстанец не успел прочитать и трёх книг: всего 2,77 книги. РК расположилась между Алжиром, где в год в среднем читали 2,83 книги, и Ираком, где так же, как и в РК, в среднем прочли 2,77 книги. Более того, Казахстан уступил соседним странам Центральной Азии, среди которых лидировал Таджикистан (4,01 книги), а следом шли Кыргызстан (3,96 книги) и Туркменистан (3,18 книги). Узбекистан отсутствовал в рейтинге.

В США — самой читающей стране — каждый житель в среднем проводил за чтением книг 357 часов в год. Следом идут Индия (352 часа), Великобритания (343 часа), Франция (305 часов) и Италия (278 часов).

В соседней с Казахстаном России за чтением книг проводили в среднем 223 часа в год — в 3,4 раза дольше, чем в РК.

Чтобы устранить этот недостаток, в нашей стране был разработан проект «Читающая нация», который реализуется с участием партии «Аманат». Проект «Читающая нация» стартовал в пилотном режиме в Карагандинской и Костанайской областях, а также в Шымкенте. Участниками стали школьники, студенты, педагоги, госслужащие и целые семьи. Они будут соревноваться в номинациях «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий университет», «Читающий педагог», «Читающая семья» и «Читающий госслужащий». Каждый участник должен будет прочитать 15 книг, отобранных комиссией из экспертов и представителей министерств. В список вошли произведения из национального опроса «100 книг»: «Слова назидания» Абая Кунанбаева, роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая», «Бақытсыз Жамал» Мыржакыпа Дулатова, «Қан мен тер» Абдижамила Нурпеисова и другие.

Победителей ждут денежные призы. В этом году проект охватит более 100 тысяч человек. В 2026 году его планируют распространить на все регионы страны.

Идея сама по себе прекрасная. Как же в реальности идет реализация проекта? Каждый участник акции как обычно должен зарегистрироваться на соответствующем сайте и регулярно выкладывать свои отзывы о прочитанных книгах. Для учащихся планируется проводить дискуссии по произведениям.

Меня заинтересовала организация акции для студентов колледжей, потому что именно они в будущем должны стать основой экономического и технического развития нашей страны.

Не секрет, что у студентов  колледжей, в отличие от школьников, совсем мало свободного времени,   они не успевают даже прочитать обязательную литературу, потому что программа составлена так, что время на освоение курсов школьной программы очень сжато и на каждом занятии они проходят  новые произведения. Таким образом,  им на «Войну и мир» остается всего один или два вечера после четырех  ежедневных пар. И практически на каждом занятии они пишут эссе, потому что в колледжах балльно-рейтинговое оценивание. В лучшем случае, при подготовке к занятиям студенты могут прочитать только краткое содержание произведения. Что же говорить об этих дополнительных 15 книгах?

Из 15 книг,  рекомендованных для колледжей, 5 не имеют никакого отношения к казахской и русской литературе – это книги зарубежных авторов, которые не являются художественной литературой,  которые никогда и нигде не получали литературные премии Они не являются даже научно-популярной литературой. Информация, которая в них приводится, может ввести в заблуждение.

Так,  в книге «Краткая история человечества» Юваль Ной Харари главный аргумент Харари заключается в том, что сапиенс стал доминировать над миром, потому что это единственное животное, которое может гибко сотрудничать в большом количестве. Он утверждает, что доисторический сапиенс был основной причиной исчезновения других видов человека, таких как неандертальцы, наряду с многими другими представителями мегафауны. Далее он утверждает, что способность сапиенса к сотрудничеству в большой мере проистекает из его уникальной способности верить в вещи, существующие исключительно в воображении, такие как богинацииденьги и права человека. Харари утверждает, что все широкомасштабные системы человеческого сотрудничества, включая религииполитические структурыторговые сети и юридические институты, обязаны своим появлением отличительной познавательной способности сапиенса к вымыслам. Соответственно, по мнению автора книги, деньги — это система взаимного доверия, капитализм — это религия, а не только экономическая теория, а империя была самой успешной политической системой за последние 2000 лет.

Не удивительно, что западные же философы раскритиковали книгу. Многочисленные рецензенты и читатели дали негативные оценки книге. Среди них назывались манипуляции, спекуляции и погоня автора за сенсационностью, а то и попросту большое количество ошибок. Например, Александр Соколов, бывший одним из редакторов  издания на русском языке, отметил идеологизированность книги.

Рассматривая книгу в «The Washington Post», эволюционный антрополог Ави Тушман указал на несколько проблем книги, но, тем не менее, писал, что «книга Харари важна для чтения серьёзных и рефлексирующих сапиенсов». Антрополог Кристофер Роберт Холлпайк] не нашёл в книге «серьёзного вклада в знания». Он описал это так: «…его [Харари] факты в целом верны, они не новы, и всякий раз, когда он пытается действовать самостоятельно, то часто ошибается, иногда серьёзно». Холлпайк назвал книгу Харари информационно-развлекательным издательским мероприятием, предлагающим «дикую интеллектуальную поездку по ландшафту истории, усеянную сенсационными проявлениями спекуляций и заканчивающуюся леденящими кровь предсказаниями о человеческой судьбе». Научный журналист Чарльз Манн в «The Wall Street Journal» заключил, что «от стимулирующих, но часто необоснованных утверждений автора веет шумными обсуждениями в стенах общежитий».

В обзоре книги в «The Guardian» философ Гален Строссон среди других проблем пришёл к выводу, что «большая часть „Сапиенса“ чрезвычайно интересна, и мысли автора часто хорошо выражены. Однако по мере чтения привлекательные черты книги перекрываются недобросовестностью, преувеличениями и сенсационностью». Магистрант Чикагского университета Джон Секстон, пришёл к выводу, что «книга в корне несерьёзна и не заслуживает широкого признания и внимания, которое она получает».

Невольно возникает вопрос, почему такая книга попала в круг чтения наших детей? Чему она может научить? В Казахстане достаточно высокий уровень образования и все необходимые знания о развитии цивилизации учащиеся получают в полном объеме на уроках истории.

А так ли уж необходима нам книга о создании  популярной торговой марки спортивной обуви? У нас что, нет своих примеров создания в Казахстане эффективного производства?

Или, например, автор «Атомных привычек» Джеймс Клир считает, что не стоит доверять мотивации, когда хочешь чего‑то достигнуть. Мотивация — очень непостоянное ощущение, в какой‑то день можно просто ее не чувствовать. Гораздо стабильнее создать в своей жизни систему привычек, которая будет двигать человека вперед несмотря на его настроение или состояние.

В общем, книга  утверждает, что главное не результат, а система. Работа над собой поможет в конце концов достичь результата. Это довольно проблематично, потому что человек живет не в замкнутом пространстве, а в вечно меняющемся мире среди людей и объективная реальность постоянно подбрасывает проблемы, с которыми ты не можешь бороться. Верить в эту книгу все равно, что рисовать карту желаний и верить, что раз ты это нарисовал, то все сбудется.

Книга «Семь навыков высокоэффективных людей» написана Стивеном Кови -проповедником-мормоном, который работал миссионером, а теперь преподает в университете.

О чем она? Все о том же. Надо ставить цель, самосовершенствоваться, не зависеть от обстоятельств, уметь работать в команде, брать на себя ответственность.

Думаю, что вряд ли, если ты изменишься, то и изменится мир вокруг тебя. Дело не в восприятии, а в объективной реальности.

Пожалуй, меньшее раздражение вызывает книга Вацлова Смила «Как устроен мир на самом деле». Это попытка ученого-статистика объяснить, что все, что связано с экологией, не совсем верно. Нам часто продают довольно ошибочные представления. Книга действительно интересна для тех, кто на западе занимается «зеленой энергетикой». Для нас это сложновато и оторвано от действительности. Хотя внедрение различных видов  заменителей обычных видов энергии, как мы и сами уже заметили,  приводит к ее удорожанию и неэффективности. Но я думаю, что эта мода, в конце концов, пройдет, потому что человечество уже привыкло жить комфортно. Тут я с автором согласен.

Трогательное впечатление оставила книга о Хачико. История эта облетела весь мир. Но в казахской и русской литературе тоже достаточно книг, которые воспитывают любовь к животным.

Вывод из всего этого один. Я сомневаюсь, что прочитав пятнадцать книг для того, чтобы выиграть миллион, человек и дальше будет читать книги. Половина из рекомендованных книг не способна воспитать любовь к чтению. Любовь к чтению должна воспитываться еще в дошкольном возрасте в семье. К сожалению, традиция домашнего чтения у нас почти совсем утрачена. Книга заменена гаджетами.

Список должен был формироваться на основе нашей литературы, в том числе современной. А база для этого у нас есть. Если брать образцы зарубежной литературы, то можно было бы представить книги-лауреаты престижных международных премий или книги стран СНГ. В российской литературе сейчас много пишут о проблемах ИИ. Это студентам было бы интереснее и ближе.

Пройдя пилотный проект на наших трех областях, организаторы могли бы учесть ошибки при внедрении его на всей территории Казахстана и, может быть, действительно достигли бы положительного результата.

-