Сагандык Жаугашев хорошо ориентируется в истории, старой и новой. И, конечно же, держит в памяти древний род свой, история которого долгая, вековая. И всех мужчин Жаугашевых помнит, из которых один его отец вернулся с войны живым.
Сагандык Жаугашев
Есть неписанные законы
Детям и внукам он может рассказать все про своих предков, а сам не забывает перечитать книгу Г.К Жукова «Воспоминания и размышления» и другие документальные книги о Великой войне. Потому что она огнем и горем прошлась по всей его семье, а в книгах он ищет ответ на свой вопрос: почему так случилось? И кто виноват в таких больших людских потерях в самом начале войны?
Отец его Ертаза Жаугашев, родился во время первой русской революции, в 1905 году. Он датирует таким образом биографию отца, как бы имея в виду все грядущие беды после этого события. Был он средним меж двух старших и двух младших сыновей, и одной старшей сестры. И пока живы были дедушка Жаугаш и бабушка Балтен, большая семья еще чувствовала землю под ногами. Руки — ноги есть, какой-никакой скот имеется, жить можно, что бы там ни происходило в далеких столицах.
Но дедушка Жаугаш, рано ушел из жизни, и стало трудно всем. Большое горе уход любимого человека, но не катастрофа. Потому что живы были и свято соблюдались неписанные законы казахов: нельзя оставлять детей от родственников сиротами, Меньших взял к себе дед Катпа, старших – другой дед. Все оказались у своих родных, никто в детский дом не пошел. И воспитывались, как свои, и учились ровно так же. Грамоте аульных детей обучал мулла, арабскому алфавиту и всем доступным для детей сурам и молитвам. Сказать, что богато жили, так нет, не было у семьи ни земли своей, ни скота особого, все это было у баев.
Через аул их прокатилась революция 1917 года, которой они, можно сказать, и не заметили, гражданская война тоже прошла стороной, воевать им было не с кем и не за что. А вот коллективизация зацепила, не слабее того голода, который пришел за ней. Надо было идти в колхоз, выбора не было, а с чем идти небогатой казахской семье? Было у них ровно семь коз, которые худо-бедно поддерживали самых маленьких. Вот с ними и пошли в колхоз. Семью раскидала судьба по области, но недалеко. Ертаза, его отец, жил и работал в колхозе «Дружный труд» Карасуского района. Как выжили, как не пропали в самые трудные для простых людей времена? Только благодаря семье, которая всегда находила возможность помочь и накормить самого слабого.
Писем не было с фронта
Многие беды обошли семью Жаугащевых стороной, но самая страшная никак не могла миновать джигитов. Война пришла, страшную новость сначала принес нарочный из райцентра, а потом и газеты дошли. «Первым из мужчин был призван в армию старший брат отца, Еляй, — рассказывает Сагандык Ертазович. — Это было в начале войны, в самое трудное время, когда наша армия отступала, а многие части попадали в окружение и в плен. Может быть, он сгинул в первые же дни войны в Харьковском котле, а может, под Киевом, кто знает… Телефона не было, вести шли месяцами. Отец говорил, что получил письмо от соседа брата, который что-то слышал про Еляя. В октябре 1941 года, дошли вдруг слухи, будто воевал он под Москвой в 16-й армии К.К. Рокоссовского и там погиб.
Писем не было от него с фронта, ни единого, и больше ничего не известно.
Второго брата Жанбирке призвали в начале 1942 года. В книге памяти «Боздактар» выпущенной в Алматы в 1995 года к 50-летию Победы, есть и о нем скупые строки. «Красноармеец Жаугашев Жанбирке Жаугашевич погиб в бою 21 марта 1943 года, похоронен в регионе Ильфов, Румыния. Там же упокоились его земляки из Карасуского района Молжагали Тургумбаев и Кенжебай Туткушев.
В январе 1943 года, когда после победы под Сталинградом и сражений на Кавказе, Красная армия погнала немцев на запад, пришла похоронка на младшего брата Нуруша. Он воевал в составе 195-й Новомосковской краснознамённой стрелковой дивизии, которая освобождала Украину. В той же книге «Боздактар», скупо написано: «Красноармеец Жаугашев Нуруш Жаугашевич, 1911года рождения, погиб 10 января 1943 года, похоронен в братской могиле у села Кризское, Марковского района, Ворошиловоградской (Луганской) области».
Открытие монумента Славы, село Ленино, Карасуский район
Наконец пришел черед и Ертазы. Он был призван в начале 1942 года, холодной зимой. Уезжали на санях, с друзьями-земляками: Мырзатай Керибаев, Сулеймен Салыкбаев, Мухамеджан Искаков. От Карасу до Чураковки более 120 километров, добрались за день. Ертаза попал в 105-й саперный батальон, инженерных войск, и был сразу же направлен на север страны, в город Архангельск. Здесь прокладывали новую ветку железной дороги к центру страны. По этой железной дороге пошли из Мурманска непрерывным потоком грузы, доставленные морем от союзников, США и Великобритании.
Когда в 1944 году фронт пошёл в наступление, железнодорожный батальон тоэе двинулся на запад. Сначала по земле Белорусии, Польши, а потом и Германии. Прокладывали железнодорожные пути к фронту, восстановливали мосты и переправы через реки. «Отец говорил, что это был тот же фронт. Под бомбежками и артобстрелами дальнобойной артиллерии. Иногда урывали минутку для отдыха, опершись на ручку лопаты».Ночью редко удавалось поспать, именно на это время и выпадала самая горячая работа».
Не за медали воевали
После капитуляции фашистской Германии батальон отправили на восток, надо было громить милитаристскую Японию. И здесь пригодился 105-й саперный батальон. Домой Ертаза Жаугашев вернулся только в 1946 году. Три медали на груди: за победу над Германией, Японией и еще награда «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Позже к ним добавился орден Отечественной войны и медаль за освоение целины. Да разве в медалях дело? Главное, вернулся живой и даже не покалеченный. Работал все так же конюхом в колхозе «Дружный труд», который потом влился в совхоз «Ленинский». Знаменитый совхоз, который гремел своими достижениями на всю область. Руководил им замечательный человек А.А.Винников.
Ертаза Жаугащев проработал в этом совхозе до самого выхода на пенсию. Вместе с супругой Салимой Токбасаровной воспитали троих детей. Фронтовыми подвигами не кичился, награды напоказ не выставлял, его и так уважали и почитали как мудрого аксакала. Когда к празднику приставали с расспросами про войну, он отмалчивался. «Только хвастуны, которые отсиживались в тылу или штабах, кричат о своих победах». Хотя ему было о чем рассказать, всю войну прошел со своим саперным батальоном.
внук Ертазы Сырымбет Жаугашев. Село Карасу, монумент Славы
Историю своей семьи, обычной советской семьи, мне рассказал Сагандык Ертазович Жаугашев, достойный сын своих родителей. Свой путь на земле начинал механизатором,учился, работал агрономом, вступил в партию, побывал в должности акима сельского округа. День Победы всегда отмечают в семье Жаугашевых, обязательно вспоминают всех, кто ушел на войну и не вернулся домой. Обиды на судьбу нет, ее, как и место боя, не выбирают. Надо было Родину защищать, и они взяли в руки оружие. Есть лишь светлая печаль о том, что лежат их мужчины так далеко от родной земли…
Владимир Моторико
Фото из альбомов семьи Жаугашевых