Они возвращаются

В истории мировой культуры есть период, который в  современной музыке можно сравнить с эпохой Возрождения. Этот короткий период-эпоха «The Beatles».

Их феномен до сих пор не разгадан.

Четверо парней из Ливерпуля организовали в 1960 году группу. Они были из простых рабочих семей.  Отец Джона был стюардом на торговом судне, а воспитывала и растила его тётя Мими. Отец Пола Маккартни был клерком. Отец Джорджа Харрисона сначала служил моряком, а потом стал водителем автобуса. Отец Ричарда Старки (Ринго Старра) был кондитером. У них не было специального музыкального образования. Играли в пабах и сомнительных заведениях. Отправились в поисках лучшей жизни в Гамбург. И им повезло. Они добились популярности. Потом гастроли в США и оглушительный успех.  Они написали не так много-всего 211 песен. «The Beatles» прекратили совместную работу в 1970 году, хотя уже по меньшей мере с 1967 года Пол и Джон вели собственные проекты. После распада каждый из музыкантов продолжил сольную карьеру. В 1980 году возле своего дома в Нью-Йорке был убит Джон Леннон, в 2001 году от рака скончался Джордж ХаррисонПол Маккартни и Ринго Старр продолжают заниматься творчеством, выступают с концертами и создают новые музыкальные произведения. Но сегодня их трудно назвать «звездами».

Слава была безгранична. В Советском Союзе популярность была огромной. Потом группа распалась. Причин было много. Кризис идей, амбиции, моральное разложение. Былая слава померкла. Начались судебные тяжбы. Но до сих пор люди собирают их пластинки и снимают о них фильмы,  и эта сторона жизни их не интересует. В памяти осталось только хорошее, светлое, радостное и яркое.

В 2028 году выйдет четыре фильма о каждом из участников «The Beatles».

Сэм Мендес недавно анонсировал новый проект на сцене фестиваля «CinemaCon» в Лас-Вегасе о жизни каждого участника группы.

«Каждый фильм рассказывает историю с точки зрения одного из парней, —рассказал он на мероприятии. — Они пересекаются по-разному — иногда дублируются, а иногда нет. Это четыре совершенно разных человека. Возможно, это шанс понять их немного глубже. А вместе эти четыре фильма расскажут историю величайшей группы в истории».
Актеры на ведущие роли уже утверждены. Ирландец Пол Мескал сыграет Пола Маккартни, британец Джозеф Куинн — Джорджа Харрисона, ирландец Барри Кеоган — Ринго Старра, а британец Харрис Дикинсон воплотит на экране образ Джона Леннона.
Как отметил Мендес, основные съемки четырех фильмов займут год. Он пообещал, что проект, получивший название «The Beatles — A Four-Film Cinematic Event», подарит зрителям захватывающий кинотеатральный опыт.
Впервые авторам художественной полнометражной картины будут предоставлены права на музыку из обширного каталога хитов «The Beatles», включая «Strawberry Fields Forever», «Let It Be», «I Am the Walrus», «Yellow Submarine» и другие.
Мендес известен в качестве режиссера фильмов «Красота по-американски» (1999), «Дорога перемен» (2008) и нескольких частей цикла про Джеймса Бонда. За «Красоту по-американски» он получил премию «Оскар» в номинации «Лучший режиссер».

Фильмы о группе снимались и раньше.

В российском прокате идет новая лента Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире», рассказывающая о легендарном участнике «The Beatles».

Скорсезе уже занимался неигровыми проектами, посвященными выдающимся музыкантам. Среди объектов его исследования были группы «The Band» и «The Rolling Stones», теперь же режиссер взялся и за битлов, сосредоточившись на самом тихом участнике ливерпульской четверки. Он посвятил ему целых 200 минут своей новой картины, где архивные съемки перемежаются с интервью людей, близких Джорджу, среди коих, само собой, Пол МаккартниРинго СтаррДжордж МартинЭрик Клэптон и Йоко Оно.

Сотрудничество с группой вдохновило и Ричарда Лестера. Это не говоря о выдающемся проекте «Желтая подводная лодка», распространившем свое влияние даже на советскую мультипликацию.

Комедия «Вечер трудного дня» стала первым кинематографическим опытом ливерпульской четверки, оказавшись прорывом для режиссера Ричарда Лестера, получившего «Золотую пальмовую ветвь» за свою картину «Сноровка» со звездой фильмов «молодых рассерженных» Ритой Ташингэм.

По сюжету, по ливерпульским улицам, скрываясь от толпы визжащих поклонниц, бегут участники знаменитой четверки. От слишком бурных проявлений фанатской любви музыканты спасаются в поезде, где встречают дедушку Пола, но уже в дороге на телешоу становится ясно, что многочисленные дурачества героев (доходящие порой до абсурда) лишь набирают оборот. «Вечер» — очень милая, изящная (при всей выпячиваемой эксцентричности) и живая комедия, где битлы демонстрируют свое фирменное чувство юмора.

Второй совместный проект Ричарда Лестера и рок-звезд оказался более повествовательно изощренным. «На помощь!» — это не разговорная комедия, а самая настоящая эксцентрическая феерия, замешанная на поп-арте и абсурдистском юморе. Даже сам сюжетный размах у картины куда выше, а чем ближе к концу, тем границы жанров сильнее размываются. В результате на экране творится полная вакханалия (в конце фильма выясняется, что он вовсе посвящен создателю швейной машинки). Но мастерство Лестера проявляется именно в способности направить этот хаос в нужное русло, отчего происходящее в фильме не смущает, а увлекает.

По сюжету, представители влиятельного культа богини Кали проводят очередной ритуал жертвоприношения Но обряд нельзя завершить без специального перстня. Искомое украшение, посланное поклонницей, находится на пальце Ринго Старра. Лидер культа вместе со своими прихвостнями отправляется в Ливерпуль, чтобы любой ценой достать перстень. Ситуация осложняется тем, что тот, как назло, застрял на пальце бедняги Ринго, поэтому преследующим битлов безумцам, похоже, придется принести в жертву именно ударника. Если они, конечно, смогут его хотя бы догнать.

Общепризнанно неудачный, этот странный телевизионный эксперимент группы, тем не менее, по-своему любопытен.  Сами битлы играют по несколько ролей, в кадре внезапно возникают карлики-борцы, песня «I Am the Walrus» исполняется в причудливых масках, еще есть немотивированные вставки, хороводы, фантазии тети Ринго Старра, не говоря о том, что, когда играет композиция «Flying», камера взмывает за облака, а изображение периодически меняет цвет.

Революционный для своего времени мультфильм Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» — это, в сущности, самое главное битловское кино, как ни странно, в создании которого музыканты поучаствовали скорее косвенно. Появление ленты во многом обосновано желанием ливерпульцев закрыть брешь в контракте со студией «United Artists», где было прописано три фильма. Два они сделали с Ричардом Лестером, позже перешли на новые этапы музыкального творчества, а потом заинтересовались восточными практиками, так что особого рвения возвращать долг у них не было. Зато битлам поступило удачное предложение: третий проект будет анимационным, в результате чего участие «звезд» окажется минимальным и не станет отвлекать от более любопытных занятий. Группа фактически предоставила только свои песни, а мультипликаторы (среди художников был известный голландский режиссер Пол Дриссен) на их основе сделали невероятно красочное и пышущее психоделикой варево — страшно изобретательное, интересное и довольно смелое.

По сюжету музыканты должны спасти сказочную страну Пепперленд от вторжения желтозубых Синих вреднючек. Озвучивали их актеры, а сами же «The Beatles» появляются в картине лишь в самом конце, чтобы сказать заключительное слово и спеть песню «All Together Now». Мультфильм был популярен и сейчас считается классикой.

Заключительный битловский фильм является и единственным полнометражным, запечатлевшим группу без всяких сюжетных ухищрений. Просто работа великой команды в студии, а после и канонический концерт на крыше «Apple Records». В основном зритель видит репетиционные эпизоды, а также живую прогонку песен для альбома «Let It Be» (как и прочих композиций, среди которых есть и, например, кавер на «Like a Rolling Stone» Боба Дилана).

Но даже при таком наполнении попадаются совершенно удивительные моменты, несколько приподнимающие картину над статусом просто исторического документа. Вот музыканты шутят, а во время исполнения песни «I Me Mine» Леннон и Йоко Оно (судя по фильму, регулярно дежурящая возле супруга) пускаются в танец. Пол же приводит в студию свою дочь. Это не говоря о том, что можно лицезреть, как участники группы заходят в офис «Apple»: бородатый Маккартни не спеша шагает по улице, Харрисон без промедления сразу из машины перебирается в здание, Ринго пытается спрятаться от камеры, Джон и Йоко быстро проходят в другой вход. Но и формальные достижения у фильма тоже имеются: за лучшее музыкальное сопровождение «Пусть будет так» получил премию «Оскар», впрочем, на носителях он не выходил потом долгие годы, да и сами битлы на премьеру картины предпочли не являться.

И вот снова появляется возможность их увидеть. Молодыми, дерзкими, без тормозов, поражающими всех неповторимым обаянием. Ностальгия? Воспоминание о юности нескольких поколений? А, может быть, тоска по чему-то настоящему, искреннему, что позволило им покорить мир? Будем ждать этой новой встречи. Осталось не так много.