Закончился республиканский конкурс «Жас қанат», представляющий каждый год в течение уже 25 лет нам новые лица исполнителей и новые музыкальные тенденции на ближайшие лет пять, а, может быть, и больше.
О значении этого конкурса говорят имена, которые сегодня широко известны не только в Казахстане, но и за рубежом. Благодаря конкурсу за это время на отечественной эстраде появилась целая плеяда талантливых исполнителей, которые давно радуют миллионы зрителей. Среди них такие именитые и талантливые певцы, как Медеу Арынбаев, Ерлан Кокеев, Нурлан Абдуллин, группа "Уркер", Бахыт Шадаева, Жанар Дугалова, Мадина Садвокасова, Маржан Арапбаева, группа "Melo’Men", Курмаш Маханов, Сакен Майгазиев, Гаухар Каспакова, Жанна Саттарова, Алтынай Жорабаева, Жанна Орынбасарова, Нурлан Албан, Бейбит Корган, Гульнур Оразымбетова и другие.
В этом году в конкурсе участвовали певцы из 14 городов. После первого тура в финал вышли пятеро:
Анель Смаилова, 18 лет, Талдыкорган
Беркут Жанай, 20 лет, Петропавловск
группа «IN CORO», Усть-Каменогорск
Томирис Жангазинова, 15 лет, Алматы
Мадияр Бахтияров, 28 лет, Павлодар
Самому "возрастному" конкурсанту Мануэлю из Актау – 30 лет, самой юной оказалась 15-летняя Томирис Жангазинова из Алматы.
Победителями стали:
Группа IN CORO — обладатели третьей премии, «бронзового крыла»;
Беркут Жанай — обладатель второй премии, «серебряного крыла»;
Мадияр Бахтияров — победитель конкурса, обладатель первой премии и заветного «золотого крыла» «Жас каната».
За последние годы мы наблюдаем не только совершенствование исполнительского мастерства, но и расширение кругозора молодых певцов. Если в первые годы они исполняли в основном популярные народные песни на казахском языке и шаблонный англоязычный репертуар, то сегодня ребята меньше поют на английском, больше на итальянском, испанском, а также песни из советского репертуара, что особенно приятно, потому что советская музыка - это неисчерпаемый кладезь. В создании ее участвовали выдающиеся композиторы всех республик бывшего Советского Союза.
Очень приятное впечатление произвела группа IN CORO из Усть-Каменогорского музыкального училища. Группа исполняет песни как на казахском, так и итальянском и испанском языках. Академическое пение, так модное сегодня в «мальчиковых» группах, сочетается с джазовыми элементами. Они уже занимали призовые места на различных международных конкурсах. Группа очень профессиональная. Чего ей не хватает, как и победителям конкурса, так это самобытности. В очередной раз мы имеем дело с «форматом», группа очень напоминает российскую «Кватро», а таких в Казахстане уже предостаточно. Поиск ярких индивидуальностей - вот что является острой проблемой уже не один год.
У нас очень много хорошо подготовленных певцов с прекрасными голосами, музыкальным образованием, но мало новых лиц, которые вошли бы в топ-100 по идее нашего Президента.
После просмотра китайского конкурса «Я-певец» у меня создалось впечатление, что мы много лет вообще шли не той дорогой и не тому учили молодых певцов.
Чем отличался китайский конкурс от американского, российского и других, сделанных под копирку? Тем, что оценивала певцов публика. Не было субъективного мнения звезд и мастеров. Все исполнители обладали потрясающими голосами и техникой. Никто не кричал, не форсировал голос. Никто не танцевал, не менял постоянно свой имидж, не пел несвойственный ему репертуар, чтобы показать, что он может быть разным. Певцы пели каждый в своей манере, то, что им близко. Главным было - донести текст, мысли, эмоции. А тексты песен, когда я прочитал их перевод, действительно были сложными и глубокими. Каждый оставался самим собой, а публика определяла насколько все это ей интересно. Поэтому победил тот, кто выиграл этот марафон. Голос выступал как главный инструмент коммуникации. Конкурс показывал именно возможности и силу воздействия голоса и человека, им владеющего. А при этом не важно, как ты одет и умеешь ли ты танцевать.
На фоне китайских певцов Димаш Кудайбергенов технически проигрывал, хотя демонстрация вокальных возможностей и диапазона вызывала удивление. Может быть, этой демонстрации было слишком много. Он очень старался в каждой песне показать все то, что он умеет. Но постоянный переход от контртенора к баритону скорее создавал впечатление раздвоенности личности. Вызывала удивление у публики и участников и постоянная смена имиджа и костюмов, поэтому оценки были очень неровными. У китайцев совершенно другая культура. В основе ее сдержанность и умеренность. Они меньше уделяют внимание внешнему, поэтому китайские певцы были одеты очень скромно. Стремление быть на пике моды скорее характерно для южнокорейских звезд. Но всех покорила искренность Димаша, самоотдача, обнаженные нервы, эмоциональность. Все это не могло не вызвать ответной реакции, поэтому в конечном итоге он стал вторым.
Несомненно, что Димаш сегодня действительно новое лицо, и не только в Казахстане. Теперь главное его не потерять в погоне за успехом в желании понравиться всем, потому что это невозможно. Китайский и европейский менталитет имеют свои отличия. Для исполнения англо-саксонской музыки необходимо иметь другое мышление и не только музыкальное, потому что мы привыкли к определенному музыкальному строю, ладу, гармонии. На шоу в Париже он напоминал так знакомый французам образ Жюльена Сореля. Выступление было блестящим. Он был не только понятным, узнаваемым, но, несомненно, его запомнили. Хотелось бы, что после удачного дебюта он не встретился с «утраченными иллюзиями». А для этого надо оставаться самим собой и представителем своей культуры.
В любом случае, его победа на «Жас канате» в 2012 стала ступенью к настоящему взлету. Может быть, и у победителей этого года старт окажется таким же удачным. Будем надеяться!