Для меня интерес к истории начался задолго до программы с появлением книг Льва Гумилева и академика Барманкулова. Сильное впечатление произвела и книга нашего костанайского ученого Алмасбека Абсадыкова «Биография Хана Абылая: мифы и реальность», изданная еще в 2005 году на русском и казахском языках. Это, пожалуй, была первая попытка показать исторические события через жизнь конкретного исторического и политического деятеля, что сегодня особенно важно.
Потом была книга Ермека Турсунова о султане Бейбарсе «Мамлюк». История, представленная в художественной форме и рассказывающая об уникальном казахском характере, позволяющем выживать и добиваться успеха в любых условиях в любой стране.
У наших соседей в центре Павлодара расположилась ставка Султанмухамеда Бахадура. Павлодарские ученые воссоздали в натуральную величину резиденцию Султанмухамеда Бахадура-двоюродного брата хана Абылая. Первое упоминание о его деятельности встречается в книге Ивана Андреева “Описание Средней орды киргиз-кайсаков”, написанной в конце XVIII века.
В русской транскрипции его имя Султанмаметь-салтан. Есть еще один вариант написания, а он наиболее верный – султан Мухаммед-бахадур. В исторический же оборот султан вошел под именем Султанбета. Приставка “бахадур” означает статус. Таковым мало кого наделяли – единиц, лишь тех, кто проявил себя настоящим героем в сражениях.
Он правил в 18 веке и считался весьма успешным политиком.
Бахытжан Канапьянов, будучи председателем фонда «Султанбет Бахадур», рассказывал о нем: «Он был в своей политике доброжелателен к соседней России, Российской Империи, он отстаивал спорные земли в борьбе с джунгарами, правобережье Иртыша. Был с миссией Абылай хана в Санкт-Петербурге, с посольской миссией, а также в Пекинских дворах».
В июле прошла презентация двухтомника о Правителе Прииртышья 18 века. Автор книги - Оразалы Айтимов.
Издали книгу о Бахадуре его потомки чингизиды, во главе с известным предпринимателем и общественным деятелем Жумабеком Камзиным. В двухтомнике представлено много документов из архивов, в том числе дипломатическая переписка султана. Это еще одни ожившие страницы истории и непростой дипломатии казахских правителей, которым приходилось балансировать, учитывая интересы нации и вопросы безопасности, стараясь сохранить свою независимость, находясь в сложных отношениях как с Россией, так и Китаем. А что изменилось с тех пор? Разве что жить стало еще сложнее, потому что наступила эпоха глобализации и в наши дела и политику могут вмешиваться государства, которые находятся за тысячи километров от нас, не имеющие даже с нами границ.
Несомненный интерес для тех, кто интересуется историей, представляет и цикл передач «Цивилизации Средней Азии», который создан на телеканале «Каzаkh.ТВ». Он дает возможность осмыслить роль и место нашего народа в разноязыком и разноцветном потоке истории. Да, мы всегда были частью Средней Азии. И от нее пошла наша толерантность, веротерпимость, желание не воевать, а торговать. Нас связал и стал уникальным механизмом передачи информации, знаний, технологий, идей Великий Шелковый путь.
Известно, что в кушанской империи, которая располагалась на территории Ирана, Афганистана, Хорезма, Китая, нашего Приаралья, с первого по девятый век существовал греко-буддизм. В то время, когда буддизм был официальной религией знати, имеющей связи с Индией, в письменности использовалась греческая графика. При этом ситуация напоминала нашу историю с введением латиницы. Иностранцы могли прочитать слова, написанные с использованием греческого алфавита, но не понимали смысла слов, потому что это был совсем другой язык.
Боюсь, что наше наивное желание быть вместе с цивилизованным миром, говорящем на английском, французском, испанском, итальянском и немецком языках, столкнется с теми же проблемами. Иностранцы будут узнавать буквы, но не слова.
С распадом кушанской империи и изменением политической конъюнктуры народы, ее населяющие, перешли на арабскую графику, некоторые потом со временем на кириллицу.
Время диктует перемены. Важно при этом не потерять свою идентичность.
Конечно, интересно проводить раскопки и узнавать, кто жил до нас на этой земле. Путешествие в глубь веков захватывает. Но почему мы так равнодушно относимся к следам современной истории? В этой связи следует обратить внимание на состояние здания нашего самого первого пединститута, который выпустил тысячи педагогов для города и области и вырастил большой коллектив ученых, кандидатов и докторов наук, академиков, которые внесли свой вклад не только в науку Казахстана, но и мира. Они послужили интеллектуальной базой для создания университетов нашего города. Здание действительно представляет историческую ценность.
Правда нам есть на кого равняться. Цивилизованная Франция не может найти деньги на реставрацию Нотр- Дама. И это тоже уроки истории.
Сергей Тарасов