Не надо мне про Остапа Бендера и про его «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». Это банально. Я о ситуации, когда реально нужно продержаться на плаву какое-то время или если вы совсем молоды и хочется крутого девайса, а свободных финансов нет.
И вот тут наступает момент, когда человечество делится на два лагеря – нытиков и трудяг. Именно так, без полутонов и скидок. Потому что есть четыреста сравнительно честных причин сослаться на то, что тебе, молодому и красивому, предлагают для начала потаскать мешки с крупой, не учитывая, например, что ты не для этого учился в университете. Обидно, понимаешь ли! Эти ребята сидят напротив моего дома в детской беседке цедя пивко. Причем это уже другое поколение. Предыдущее, будучи в их послешкольном возрасте и дотянув лет эдак до 22-25, тихо сгинуло в неизвестность. Ну как в неизвестность? Один спился, другого эпизодически сажают в дурку из-за очередного наркоприступа, кто-то тянет из пенсии старших, кто-то сел, кто-то помер. Конгломерат бестолочных мечтателей. Как будто не люди были, а пригоршня, бугорок песка – было и сплыло в сточную канаву.Если бы у меня был сын, я бы прежде всего научил его обращаться с топором, лопатой и гаечным ключом. У меня на это есть тысяча примеров – почти полувековые журналистские командировки по городам и весям сводили с людьми, в чьих семьях пацаны с двенадцати лет крутили баранки грузовиков и комбайнов, а девчонки ставили опару, из которой поутру выходил восхитительный хлеб. Я прекрасно сознаю, что минувшую эпоху с ее навыками, традициями, экономическими условиями нельзя механически переносить на день нынешний. Отлично! Но не в нашем ли нынешнем дне все та же извечная проблема – где заработать на хлеб с маслом, как закрыть временную финансовую брешь?
Мне нравятся молодые парни, в июльской жаре укладывающие асфальт, или девчонки, на летний период устраивающиеся в сервисные точки. Не бог весть какие деньги им заплатят, но это те деньги, с которых начинается понимание собственной значимости, что это маленькая, но приятная свобода распоряжаться собственными средствами. Когда я вижу на двери магазина, что ему требуется грузчик на 180 тысяч тенге, я отлетаю воспоминанием в свое прошлое, сопоставляя, сколько я получал в семнадцатилетнем возрасте, всю ночь разгружая вагон с рассыпным цементом: лопата, тачка, две доски между вагоном и складом... По деньгам выходило, что лучше уж нынешним грузчиком, чем тогда, в жуткой духоте и в липучей цементной взвеси.
Работы кругом валом. Не обязательно становиться штукатуром, клейщиком обоев, уборщиком квартир на всю жизнь, но освоив одно из этих ремесел, можно не голодным двигаться по любому магистральному пути к заветной цели. Для кого-то эта цель – последний айфон, для кого-то – перебиться до следующей получки. Вон Дмитрий Иванович Менделеев – и периодическую таблицу придумал, и чемоданы из кожи и картона клеил, а Виктор Цой подрабатывал кочегаром.