Из Таиланда я вез рогатку. Деревянная, сучковатая (привет из детства!), только эта с хорошей резиной и кожаным упором для броска снаряда. «С какой целью?» – сурово спросили меня на родной границе. «Для самообороны», – ответил я. Мне не поверили. И правильно сделали.
Для самообороны у нас ничего нет. Рогатка – это для дачи, ворон отпугивать. Если хулиганы спросили у вас закурить, или как среди ночи проехать в библиотеку, не шарьте по карманам в поисках электрошокера или травматического пистолета. Лучше бегите.Предметы самообороны, даже если вы получили их очень долгим законным путем, могут превратить вас из обороняющегося в нападающего со всеми процессуально-следственными отягчающими последствиями. Логика проста: может быть так, что на суде хулигана отмажут по амнистии, по его театрально-слезливому раскаянию, по родственным связям... Короче, это еще тот геморрой для правосудия. То ли дело вы – чист, не замаран, но потенциально общественно опасен. Ишь ты, собрался хулиганам моргалы повыкалывать!
А теперь от прелюдии к действию. Вспомним резонансные преступления 2019 года, когда, сначала в январе, а потом в июле, браконьеры убили двух егерей и ранили их коллег из «Охотзоопрома» – ведомства, занятого на охране ареалов сайги. Случилось это в Карагандинской и Акмолинской областях. Один из преступников был наш – аркалыкчанин...
Что тут началось: убитых (посмертно) и выживших (предметно) наградили. Министр внутренних дел РК грозился искоренить браконьерство на корню. Сенаторы, а также депутаты рангом пониже, излучали гнев и сыпали предложениями о том, как поголовно всем егерям дозволить, опираясь на опыт Дикого Запада времен шерифов с кольтами 45 калибра, класть на месте правонарушителей.
Примечание. Если вы не знали, у нас до сих пор егерь не то что грозить оружием браконьеру, но и останавливать его за пределами охотугодий не имеет права. И выписывать штрафы не может. И оружие не имеет права иметь. Зато может, как в вашей ситуации с хулиганами, позвонить в полицию.
После трагедии инспекторам «Охотзоопрома» выделили 46,2 миллиона тенге на закупку 402 бронежилетов. Еще посулили джипы, вертолеты, квадрокоптеры и спутниковую навигацию. Но обещать – это еще не повод жениться. Борцам за права краснокнижных животных о таком техноизобили у стражей безмолвных сайгачных степей, где не работает ни один мобильный телефон, мало что известно...
Но эти преференции и обещания исключительно для людей государственной структуры. Для тысяч же егерей охотхозяйств страны ничего подобного в плане снаряжения и самозащиты. Все держится на призрачном обещании наделить их хоть какими-то активными правовыми действиями.
Государство грозит убийце косули штрафом в миллион тенге, конфискацией имущества и даже ограничением свободы до трех лет. А что егерю, который этого душегуба изобличил? Премию от суммы штрафа? Нет. Разрешение на применение травмата? Избави бог! А что можно?
А можно, ежели что, возить с собой рогатку.