«Знаешь, что в тебе самое плохое, Борщов? – отчитывал начальник ЖЭКа главного героя фильма «Афоня». – То, что ты равнодушный. Я вот где-то читал, что не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные. Это с их молчаливого согласия происходят все преступления».
Эти нравоучения из советского кинохита, кажется, остались в голове как пин-код от банковской карты. Только лишь сталкиваешься в жизни с равнодушием, и сразу эти слова. Но именно в последнее время в индустрии кино и театра все чаще стали обращаться к этой теме. Почему? Неужели мы настолько очерствели душой, что теперь призыв «не будь равнодушным» начнут печатать на пачках сигарет?! Похоже на то.
За примером далеко ходить не надо. Первая премьера этого года в Костанайском русском театре – спектакль «Руки у нас холодные» заставил задуматься меня, как зрителя: а в какой ситуации эти самые руки холодны в моем окружении? Когда люди проявляют равнодушие там, где их понимание, участие, сопереживание просто необходимы? Да на каждом шагу.
Заходит в автобус уставшая после работы женщина с тяжелыми сумками, свободных мест нет, а все сидящие молодые люди – и парни, и девушки – быстро утыкаются в мобильник, мол, не видим и не слышим. А чего мы хотим, если с детских лет сейчас воспитывают по принципу: «Я впереди любого МЫ». И наказывают учителей, которые просят своих учеников полить цветы в школьном классе или протереть доску.
Ругает на улице своего малолетку-сына папаша в подпитии за двойку и бьет его наотмашь... Прохожие как ни в чем не бывало проходят мимо. «Вы что делаете? Это же ребенок!» – возмутился только я. И сразу в ответ, но не от того мужчины, а из-за плеча бросил прохожий: «Это не ваше дело». Я опешил. Правда, сам нерадивый отец отреагировал: забрал у сына тяжелый портфель, взял его за руку и, потупив взгляд, повел домой.
Знакомый психолог рассказывает, что сегодня в его кабинет нередко приходят родители с детьми-школьниками. Жалуются: ребенок ничего делать не хочет, учиться не хочет, в школе балуется, хулиганит, никого не слушает, еще и «тарелку за собой не моет, гад». А что сами? «Да некогда, работы много, приходиться на дом брать, очень устаем, а детей всем обеспечиваем – одежда, еда, гаджеты, все условия», – оправдываются они. И на вопрос: а когда вы делали что-то вместе с ребенком? – молчание, и тут же резонно: «Вот к вам и обратились, за прием сколько надо заплатим, а вы уж там с ним поработайте». И как в том анекдоте, после «сервисного обслуживания» ребенок должен быть причесан, улыбчив и жаден до грязной посуды.
Сейчас с детства воспитывают это самое равнодушие. «Не твое дело» просто рефреном жизни стало в нашем обществе. И потому неудивительно, когда после киносеанса про ушастого Чебурашку, который не понимает, почему люди так равнодушны друг к другу и не хотят слышать и понимать ближнего, маленькие зрители, выходя из зала, недоуменно интересовались у родителей: «Мам, это же комедия была, ты чего плачешь?..»