Как я удивился долгам.
Впервые пришел на собрание жильцов. Наш двор состоит из трех девятиэтажных домов, а собралось человек пятнадцать. Хотя вопросы на повестке важные: ликвидация ПКСК, обсуждение вхождения в ОСИ и т.д.
Сотрудница ПКСК зачитала отчет – ее часто прерывали гневные возгласы. Особенно когда речь зашла о задолженности жильцов за услуги ПКСК. Надо сказать, в нашем дворе в 2020 году сдали новый дом комфорт-класса – бесшумные лифты, потолки 2,8 метра, двойная тепло-, звукоизоляция, ЕТС. В новостройке квартиры площадью от 39 до 76 квадратных метров.
Я смотрел цены на жилье в этом доме (получается, уже на вторичном рынке). Квартиры теперь продают по 540 тысяч за квадрат. Другими словами, двухкомнатная квартира площадью 55 квадратных метров продается за 30 миллионов тенге. К слову, и на сайтах недвижимости Астаны я встречаю такие цены. И ремонт, и жилые комплексы там совсем не последние. В нашем новом доме маргиналы точно не живут.
– На 1 февраля сумма долга – 712 тысяч тенге. Здесь надо отметить, что в январе по квартирам прошли судисполнители и сумма долга уменьшилась. Плюс – мы обслуживаем дом только с 2020 года. В месяц этот дом должен приносить ПКСК 322 тысячи.
Потом собрание жильцов дома аннулировали. Слишком важные вопросы надо было решить, чтобы 15 человек это сделали. Нужен кворум, но соберется ли он – большой вопрос. Долги мне запомнились. Шел мимо парковки нового дома – там стояли хорошие автомобили.
Вспомнил Гетти Грин – самую богатую женщину в мире на момент смерти (в 1916 году). Вкладывала деньги в недвижимость, железные дороги, вдохновенно играла на бирже. Ее называли Ведьма с Уоллстрит. Но современникам она запомнилась своей «экономностью». Из-за этого даже попала в Книгу рекордов Гиннесса.
Broadway Magazine в 1908 году писали, что у нее был обычай после прочтения ежедневной газеты посылать сына на улицу, чтобы он продал ее. Это же издание рассказало, как Грин спорила с прачкой, не согласившись со счетом в пять центов. В итоге Грин предложила стирать только подол юбок, где видна грязь, и брать полцены. В офисе разогревала овсянку на радиаторе отопления, покупала в бакалее только поломанное печенье по уценке и т.д. На момент смерти ее состояние, по разным оценкам, составляло от 100 до 200 млн (сейчас это 2,5 и 4,8 млрд долларов).
Грин – это, конечно, утрированная форма экономии. В целом экономными людьми восхищаюсь, но не знаю, в чем причина долгов перед ПКСК в благополучном доме. Месячная плата кооперативу – чуть более трех тысяч тенге. Может быть, это недисциплинированность или безалаберность? Причин может быть много. И все же это как в карикатуре. Полная людей лодка, в которой дыра. Один человек пытается ее закрыть и кричит: «Ребята, у нас дыра в лодке!» Часть ответов остальных: «А ты у нас эксперт по кораблестроению?» «Технически это не дыра, а специальное отверстие». «Если дыра, то, значит, так надо». «Мне с дырой даже больше нравится!» «Тебе не стыдно так говорить о нашем судне?»
Между тем у нас остается все меньше советских пенсионеров. Вот кто сразу после получения своих небольших денег первым делом идет платить за коммуналку. А когда они все уйдут – что станет с нашим общим домом?