Прежде чем размахивать новоявленным лучом света в темном царстве, искусственным интеллектом (ИИ), неплохо бы накопить натуральный. Человеческий интеллект.
Латиняне под intellectus подразумевали познание и понимание. На семантическом уровне способность приобретать знания и толково их использовать вышла из того же термина. Может быть, древние упустили значение красок, тонов и полутонов применительно к интеллекту: разное же человек узнает за свою жизнь. Пошлость, к примеру, цепляется, цинизм. Но в познание все-таки заложен «высокий штиль», изначальная почтительность к самому этому слову.
Век за веком, эпоха за эпохой люди шли вслед за познанием. Во второй половине прошлого века дошли до ИИ. Как это в прошлом веке? Разве не сегодня? Осмелюсь предположить, что не все, не каждый первый и даже десятый, кто направо и налево упоминает искусственный интеллект как нечто само собой разумеющееся, имеет о нем даже не научное, а элементарное представление: историю термина, его авторов, географию, то конкретное место, откуда он продвигался довольно долго и упорно. Читатель сию же минуту может погуглить, чтобы найти ответ. Это просто, но есть нюанс.
Интеллект может быть «искусственным» без каких-либо иноземных технологий. Подделка – как фальшивые купюры, скудные знания, преподносимые как истина в последней инстанции. Разве это ново? Печатная пресса уходит в прошлое (что вы хотите?), потому что на смену ей пришел искусственный интеллект.
Об этом говорят не в подворотнях. Не со всяким на эту тему можно поспорить – слова не дадут. Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова задолго до ИИ постановил: «Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». С книгами незаметно, тихой сапой разобрались, их вывозят на блошиные рынки, оставляют на полках в рамках библиотечных проектов, предлагают в объявлениях бесплатно, лишь бы избавиться. Котят хотят отдать «в хорошие руки», книги – в любые.
В произведения, которые читало мое, скажем, ныне немолодое поколение, заложен интеллект человеческий и его богатые ветви – будь то авторский стиль, красота слога, гуманизм, поиски истины. А также: самопожертвование во имя родины, любовь мужчины и женщины без третьего пола, семья в полную величину, без родителя под номерами вместо мамы и папы и т.п. – все уходит в утиль. Якобы обойдемся гаджетами. Узнаем обо всем в упрощенном варианте.
Любое классическое произведение можно вместить на три страницы, чтобы учитель поставил положительную оценку, больше ничего не требуется. В таком сочинении интеллект – самый что ни на есть искусственный. Когда я училась в школе, книги тоже не все читали и сочинения списывали, но про учителей этого сказать не могу. Учителя читали книги, журналы, газеты – их никто не заставлял, интеллект требовал. Сейчас требуют, чтобы не заставляли. Под бурные аплодисменты. Искусственный интеллект торжествует.