Сегодня 4 июля – День независимости США. Я не американец – для меня этот день не значит ровным счетом ничего. Но зачем тогда помню?
Будучи в гостях, поговорил с подростками школьного и студенческого возрастов. Спросил, какие американские праздники знают? И пошло перечисление. Каких американских актеров знаете? Десятки имен. Казахстанских? Два-три. Фильмы? То же самое. Английский учите? Разумеется, по несколько часов в день. Зачем? Ну как это зачем: без английского никуда.
Недавно в Казахстане утвердили День отца. Третье воскресенье июня. Другой даты нельзя было подобрать? Третье воскресенье июня – день отца в США. А день матери? У нас – второе воскресенье мая. В Америке – то же самое. Случайно ли так вышло, или у нас принято синхронизировать праздничные даты с американскими, неясно.
А что американские подростки? Попросили их найти на карте Казахстан. Многие даже не слышали о таком государстве. Типичный ответ: «Это где-то рядом с Афганистаном. У вас, кажется, война?». Слава Богу, нет. Помню еще такой их вопрос: «Почему Россия признала независимость Казахстана, а Чечни нет?». Начинаешь им рассказывать, что Казахстан с 1936 года был союзной республикой, согласно Конституции СССР имеющей право на выход из состава Союза, но для американцев наша история – пустой звук.
Они ничего не знают о Казахстане. И давайте будем честными – ничего знать не хотят. Их можно понять: факт нашего существования никак не влияет на их благополучие. Пожалуй, кроме, казахстанской нефти, американцам мало что интересно. Сегодня самые отважные путешественники из США исследуют запад и юг Казахстана, но это очень редкие попытки, несмотря на то, что для американцев у нас безвиз. Думается, что если бы Америка ввела безвиз для казахстанцев, возник бы острый дефицит авиарейсов.
Дочь знакомой прорыдала всю весну, когда родители объявили: никакого тебе Work and Travel. Если кто не знает, это студенческая программа, в рамках которой наши студенты могут все лето работать в США официантами и посудомойками. Для нашей студентки – это, конечно, мечта. Уже несколько десятков девушек уехали туда и не вернулись: вышли замуж.
Нет, я не противник всего американского. Я люблю американскую культуру. Фолкнер, Фицджеральд, Хемингуэй, Драйзер, Лондон, Уитмен. Эти писатели жили проблемами своей страны, своего народа и в последнюю очередь, наверное, мечтали о культурной и финансовой экспансии Америки во всем остальном мире. Они, скорее, и не предвидели, что американизация остального мира произойдет не благодаря классической музыке и балету, а благодаря фастфуду, жевательной резинке, рэпу и джинсам.
Мы донельзя американизированы. Okay – наиболее употребляемое слово в повседневной речи. Лайкаем друзей, боимся хейтеров, триггерим эмоции, осуждаем абьюзеров. При этом наша публичная жизнь представлена в американских социальных сетях. В этом нет ничего плохого. Наверное, мы так обогащаемся в духовном плане. Но ведь мы никогда и не были бедными. Не может быть бедным тот, у кого есть хоть что-то свое.