Свобода слова однажды достигла пика и неудержимо покатилась вниз. В бездонную пропасть, если никто не остановит. Фейки – одно из порождений упомянутой «свободы». Они якобы всех или почти всех возмущают, но вышли на такой уровень, когда отличить реальность от фальши, как минимум, трудно. Помнится, в конце 90-х – начале 2000-х газетчики после каждого критического материала ждали судебных исков. Некоторые истцы таким образом пиарились, требовали публикаций «из зала суда», материального возмещения «моральных страданий», ссылались на тиражи газет: у вас столько-то подписчиков, наша репутация в их глазах испорчена.
В настоящее время кто-то без боязни наказания запускает в паутину сообщение, что Костанай переименуют в Санар, приписывая слова главе государства. Тираж этого фейка учету не подлежит. Например, земляки в Германии все были в курсе. Кто-то сразу отверг такую вероятность, кто-то стал пересылать своим знакомым, а те – своим. На сегодня, возможно, это самое дерзкое для Казахстана и Костанайской области вранье. Выскочило, летает, никто никому не предъявляет исков, не приструнивает, не обещает наказать. Фейк – что с него взять? Кто автор? Неизвестно. Скоро забудем: где-нибудь кто-нибудь жарит новые сенсации. Будет и впредь о чем поговорить.
Общество не просто выбрало фейк как грань существования, оно поощряет отсутствие достоверной информации. Если раньше официальное или руководящее лицо было обязано отвечать на критику в прессе, а значит, и читать прессу, то сейчас с этим покончено. Лицо не обязано ни читать, ни отвечать. Ему ко двору, что и другие читать не будут. Газеты, официальные СМИ априори информируют граждан и власть о ходе исполнения поставленных государством задач. Ежегодно Президент обращается с Посланием к народу Казахстана. Где читают? Порой с трудом сдерживаешься, чтобы не высказать человеку, с которым общаешься на разные житейские темы, удивление перед невежеством. Образование, точнее, диплом, у имярек есть. Миссия – профессиональная, должностная или гражданская – обозначена, но человек не знает, чем живет страна. Учителя – не исключение, некоторые из них. Смотрят сериалы, в соцсетях как рыба в воде. Это и есть пропасть.
Избавившись от социалистического прошлого, хотя бы иронизировали над ликбезами – ликвидацией безграмотности – красными юртами и избами-читальнями. Сейчас не смеются: забыли, что это такое, как и многое другое, что давала семья и школа. Но как бы снова не пришлось возвращаться от оболванивания – к ликбезу, чтению газет и книг, к правописанию и таблице умножения.
Общество потребления, каковым мы себя когда-то провозгласили – это, прежде всего, общество. Оно обязано развиваться. Ему нужна поддержка большими тиражами лояльных СМИ. И нечего бояться слова «лояльный» – это не только про власть, но и про общество.