Как всегда незаметно подкатил очередной день города, а значит и лето идет к своему закату. Конечно же, этот праздник порадовал всех горожан своим размахом. И все же не только он был в центре внимания.
На наших глазах, спасибо телевидению, вершилась история, которая вдруг сделала крутой поворот. От напряженного ожидания очередной трагедии до робкой надежды на мирный исход давнего противостояния. Традиционного, надоевшего, установившегося еще со времен Ивана Грозного между Востоком и Западом. В наши дни оно дошло уже до своей крайности в виде реальной угрозы столкновения ядерных держав. Но на это шоу, которое каждый день разыгрывал новый американский президент, многие смотрели с интересом, хотя и без особой надежды.
И вдруг ковбойский, на первый взгляд, жест, неожиданный саммит на Аляске, который все перевернул. Жест, добрый, миролюбивый, дающий надежду на поворот к миру. Политологи и специалисты всех мастей, вплоть до умельцев читать по губам, еще долго будут обсуждать эту неожиданную встречу двух лидеров. Но главный итог уже не убрать никуда: они встретились, нашли общий язык и мир стал добрее и дальше от угрозы войны.
А я ведь помню еще Карибский кризис и нашего неугомонного Никиту Сергеевича Хрущева. Все газеты тогда писали об «историческом визите» советского руководителя за океан. Путешествовал он, помнится, на комфортабельном теплоходе «Украина». С женой, что тогда было в новинку для нас. Помню даже снимки с этого визита. Утонченная, изысканно одетая красавица Жаклин Кеннеди и Нина Петровна Хрущева, в ситцевом халате, словно собралась в сарай покормить кур. Заголовок из какой-то нашей газеты: «Держись, корова, из штата Айова». Как бы не хотелось повторения той истории, которая на пике своем имела обещание показать им кузькину мать.
__________
Эта неожиданная встреча на Аляске для меня стала как бы изюминкой на торте, каким оказался очередной день города. Давно не было такого размаха праздника, в котором почти каждый костанаец мог найти для себя нечто занятное или приятное. Уже утром прошел я через центральный сквер, ожидая увидеть горы мусора и выдранные с корнем цветы. И ничего подобного не нашел, хотя все это конечно было в изобилии еще с вечера. Чистота и все клумбы на месте. Удивительно, как и когда это успели сделать.
Не буду по традиции окунаться совсем уж в далекую историю этого праздника города. Тем более, что самого большого, посвященного столетию Костаная, я просто не видел. Сидел на работе в редакции и ломал голову, как это получше подать в газете. Но несколько раз бывал на подобных праздниках и один очень крепко врезался в память. День города всегда отмечался с выдумкой и каждый новый по замыслу должен был превзойти прошлогодний. Салютом, звездой на эстраде, выставками и прочими делами. Но одно время этот праздник имел в своей программе небольшое авиа-шоу.
Над толпой гуляющих по площади горожан появлялся самолетик типа «кукурузник», и чтобы привлечь к себе внимание, на первом круге разбрасывал листовки с поздравлением горожанам. На втором круге все с замиранием сердца наблюдали, как из этого самолетика выбрасывалось насколько парашютистов, которые опускались прямо на площадь. Один, помню, просто потряс меня. Вот он отделился от самолета, вот раскрыл парашют, не прошло и пяти минут, а он уже стоит рядом с нами и улыбается. Поразительно.
__________
Еще один приятный сюрприз — в город вернулся Тобольский мыслитель. Эта удивительная фигурка, многократно увеличенная, может со временем стать еще одним символом города. Помнится, он уже стоял в Сити-центре, но оказался никому не нужным и незаметно исчез с улицы и поля зрения. Как было жаль, это такая редкость, какой нет ни у одного другого города. Я бы даже поставил его в один ряд со знаменитым Золотым воином, и души в нем, мне кажется, даже больше, чем в драгоценной кольчуге. Но придется смотреть за его сохранностью в три глаза: от дураков ничто не застраховано.
__________
И совсем незаметная дата, которая не прозвучала практически нигде. В середине месяца исполнилось 35 лет со дня гибели Виктора Цоя. Я был на Арбате у стены, которая до сих пор собирает у себя его поклонников. Песни Цоя у многих до сих пор в памяти, а перепев его знаменитой «Кукушки» сегодня звучит очень современно. Почему его помнят и любят до сих пор? Потому что он был настоящий поэтом, а песни его словно написаны про нас и вчера. И так рано ушел, в 28 лет. Почему великие люди живут так недолго? Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Цой…
Тут надо бы добавить пару строк про то, что в лесах уже пошли грибы, а сады нынче буквально ломятся от урожая яблок, груш и овощей. И при этом огородном изобилии все ужасно дорого. И я понимаю дачников, которые так откликаются на всеобщий рост цен и подорожание коммуналки…
Владимир Моторико
Фото автора и Сергея Миронова