Аграрии Костанайской области настаивают на введении режима ЧС в связи с дождями. Пшеница на полях прорастает, элеваторы урожай такой влажности не принимают: не имеют технической возможности просушить его. Владельцы хозяйств прикидывают, если ли вообще смысл убирать поля.
Сушить
Совещания и встречи, касающиеся уборки в Костанайской области, проходят почти каждый день. В регион приехал представитель минсельхоза, который побывал на полях нескольких хозяйств Костанайского и Аулиекольского районов. Зайти на уборку комбайны не могут. Пшеница прорастает в колосе. Ситуация касается многих хозяйств региона. Речь о потери урожая сразу в нескольких районах. «Вся пшеница в одночасье стала фуражным зерном», – говорят крестьяне.
На уровне минсельхоза сегодня активно двигают изменения в правила выделения льготного дизельного топлива. Его предлагают выделять тем, у кого есть сушилки для зерна. Поправки в нормативно-правовые акты уже на рассмотрении. Пока, по словам директора департамента производства и переработки растениеводческой продукции МСХ РК Азата Султанова, процесс идет туго. Вопрос нужно согласовать с минэнерго.
В ответ аграрии говорят, что везти урожай некуда, даже если удастся зайти на поля. Нужно дождаться, чтобы земля чуть просохла, но впереди по прогнозам вновь дожди. И такую погоду обещают до конца сентября. При этом даже вывезенный с полей хлеб некуда деть. Аграрий Эдуард Двуреченский рассказал, что в Сарыкольском районе ни с одним из двух элеваторов он не смог заключить договор на приемку зерна. Они уже законтрактованы. В Мендыкаринском районе, который тоже залило, элеваторов нет вовсе.
– Что будет делать фермер с 300 тысячами гектаров проросшего зерна, которое надо сохранить? – задал вопрос Двуреченский. – Его не сохранишь, как раньше, положив на склад. Зерно сразу надо просушить. Возможно, два раза. Это время. Кто будет делать перемещения такого огромного объема зерна? Оно либо на поле, либо на складе без сушки сгниет. Этот вопрос нужно решать в чрезвычайном порядке.
Цепочка помощи
Некоторые зернопереработчики заявили, что готовы принять часть проросшего зерна, с которым они знают как работать. Но склады уже забиты. В ТОО «Асалия» не могут отправить вагоны с готовой мукой. В тупиках стоит больше 100 вагонов. И движений нет.
В ТОО «Вадиса» год не могут получить от АО «КазТрансГаз Аймак» разрешение на новую сушилку, которая способна принимать зерно с влажностью до 30%. Со стороны Ассоциации яичной отрасли Казахстана прозвучало предложение через Продкорпорацию реализовывать фуражное зерно. Птицефабрикам Казахстана нужно больше полумиллиона тонн таких кормов. Костанайские аграрии готовы направлять тот же фураж на юг в помощь животноводам, которые не смогли запасти нужный объем кормов из-за засухи. Но все это требует быстрых решений и активных действий.
В минсельхозе точно готовы поддержать покупку мобильных сушилок в лизинг на льготных условиях. Акимат региона уже принимает заявки и должен их быстро обработать.
В Продкорапорации уже начали исследовать ту пшеницу, что хранится на элеваторах. В том числе на всхожесть. Это потенциально семенной материал на 2024 год. Его можно будет получить, вероятно, как товарный кредит с обязательствами по возврату пшеницы аналогичного качества. И это, пожалуй, один из немногих просветов в текущей ситуации.
Не продлевать, а закрыть
Отдельным блоком стоят вопросы погашения займов. Многие хозяйства объективно не смогут вернуть полученные кредиты. Крестьяне предлагают дать им возможность реализовать даже такой урожай. В качестве вариант – закуп внеклассового зерна по 120 тысяч тенге за тонну. Но и для его реализации надо решить вопрос с мощностями для сушки, вернее освобождением уже имеющихся емкостей хранения.
Без решения вопроса логистики дело тоже не двинется с мертвой точки. На все про все месяц, может, чуть больше. После будет поздно. И это те факторы, которые заставляют аграриев требовать введения режима ЧС. Ответа на это предложение пока нет. Ни у областных властей, ни у минсельхоза.