Заразная болезнь
В октябре прошлого года в «КН» был опубликован материал «Болезнь одного дома». Речь шла о доме №40 в Качаре, подвал в котором буквально сгнил. После этой публикации редакционный телефон буквально разрывался от десятков звонков. Жильцы других качарских многоэтажек наперебой рассказывали, что эта болезнь в посёлке, судя по всему, заразна – многие дома в плачевном состоянии. Люди даже хотели провести собрание, на котором желали избрать нового председателя ПКСК. Но так и не объединились в этом порыве. Так дело дошло до отчетной встречи акима поселка с населением. На ней побывали и мы.
Одна за всех
Анна Лукомская на отчетной встрече взяла слово от имени жильцов дома №65. Подняла вопрос о необходимости переизбрания председателя ПКСК «Качарец» Валерия Савченко. Претензий много. Одна из них – в июне прошлого года в доме сломался лифт, но жильцы за него по сей день каждый месяц сдают по 1000 тенге.
– Хочу, чтобы сегодня Валерий Владимирович встал и конкретно ответил на вопрос: почему? Когда я пыталась выяснить, в ПКСК мне конкретный ответ не дали. Затем мы обратились в акимат. Выяснилось, что наш лифт находится на балансе отдела ЖКХ города Рудного. Тогда почему мы платим деньги в ПКСК «Качарец»? Причем платим большие деньги.
Но во время отчетной встречи ответа не прозвучало. В президиуме пояснили, что нужно задавать вопросы по существу, о работе акима и т. д. А коммунальные проблемы, по мнению госслужащих, к повестке дня не относятся. Правда, дали обещание проследить за ситуацией.
Где деньги?
Вообще, Анна Анатольевна считает, что ПКСК «Качарец» не справляется с обязанностями. По ее мнению, ремонт лифта можно было произвести давно. Но вот деньги людей куда-то уходят.
– В 2014 году на крыше нашего дома было установлено оборудование сотовой связи Kcell и ТОО «Мобайл телеком сервис». Откуда-то взялось разрешение жильцов на установку. Когда жильцы дома обратились за разъяснениями в ПКСК, то никакого ответа не получили. Мы считаем, что это оборудование вредит нашему здоровью. Кроме того, мы были шокированы, когда узнали, что председатель ПКСК Савченко имеет выгоду от договора с этими двумя фирмами. Он получает по 100 тысяч тенге в месяц. Получается, за все время, что стоит оборудование, прибыль от нашей крыши составила примерно 5 млн тенге. Где эти деньги? И почему при таком заработке от нашей крыши в доме до сих пор не отремонтирован лифт? Когда мы задали этот вопрос в ПКСК, главный бухгалтер в присутствии двух свидетелей сказала, что эти деньги в кассу не поступали, – утверждает Анна Анатольевна.
Когда жители узнали об этом, решили обращаться в правоохранительные органы. УВД г. Рудного начало расследование, у председателя ПКСК изъяли документы.
Ответ
Во время нашего первого визита в Качар поговорить с председателем ПКСК нам не удалось. Как и не удалось пообщаться с ним по телефону. Поэтому отчетная встреча акима поселка пришлась как нельзя кстати. Сразу после завершения встречи мы предложили ему наконец-то высказаться.
– УВД запросило у нас документы, 13 папок мы направили в полицию. Там все четко разъяснили. Действительно, каждый месяц мы получаем по 50 тысяч тенге от каждой организации. Полученные деньги тратим на все дома, которые закреплены за ПКСК «Качарец». У нас есть заключение экспертизы. Никакого вреда здоровью антенны не наносят, – утверждает Савченко.
Что касается неработающего лифта, то без целевого взноса обойтись вряд ли получится.
– В 2014 году нам передали лифт на обслуживание. В Рудном или Костанае тариф примерно равен 850 тенге. У нас же в доме только 30 квартир. Поэтому на первом собрании мы предложили людям тариф 1800 тенге. Никто не согласился. Тогда остановились на сумме 1000 тенге. Так мы и собираем 30 тысяч тенге на обслуживание лифта. Почему никто не скажет, что мы раньше все сами делали? В этом доме постоянно ломали двери в лифте. И никто из жильцов не позвонил в полицию, не попытался предотвратить поломку. А сейчас сломался блок питания стоимостью 85 тысяч тенге.
Болото...
На постоянные жалобы на работу ПКСК Савченко тоже имеет точку зрения.
– Качар построен на болоте. Копни метр – и вода затопит, как в доме №40. Мы как можем, так и справляемся. Во всех крупных городах на ремонт кровли или подвала собирают целевой взнос. Мы же в некоторых домах все делали за свой счет. А тариф на услуги по поручению Главы государства мы понижать не будем, мы не выгребаем. Наверное, оставим на прежнем уровне, – говорит председатель.
Нарушал ли он закон, разберется полиция. Если да – то качарцы совершенно точно переизберут председателя. Станет ли лучше? Покажет время...