Но дело не доходит даже до ремонта грейдера.
Дороги
От Костаная до Нечаевки 30 км. С трассой деревню соединяет грейдер протяженностью 2 км. Проблема в том, что в сезон дождей дорога здесь становится небезопасной – автомобили съезжают в кювет. Поэтому автобус – единственное сообщение с областным центром – категорически не заезжает в село. Дети и старики вынуждены выходить на трассу.
– Осенью и весной здесь невозможно ехать – машины плывут. Меня лично стянуло в кювет. Водителя автобуса понять можно, но людям от этого не легче – аксакалам тяжело идти несколько километров по размытой дороге, чтобы попасть в Затобольск на прием к врачу, – рассказывает коренной житель Нечаевки Андрей Светлаков. – Когда снегопады, автобус тоже не заезжает. А в селе работы нет, 90 процентов населения ездит на работу в город. Везде трассы делают. Даже там, где раньше был асфальт. Почему нам не могут положить эти несчастные два километра?
Чего еще нет?
Врача в деревне нет, только медсестра. Но это не самое страшное. Хуже, что у селян нет качественной питьевой воды. Та, что наполняет колодцы – соленая до прогорклости.
– У меня вода менее соленая, а буквально через двор – сильно соленая, – высказывается Айман Омурзакова. – Мы за водой в город ездим, набираем на колонках. Соседи друг друга просят, чтобы пятилитровые бутылки набирали. Хорошая вода – на чай. Для скота, стирки, уборки – колодезная.
На два копыта
Со скотом в деревне отдельная проблема.
– Мы все держим скот. У меня овцы и лошади. Выпасной земли не хватает, а что нам теперь делать? – беседуем уже с Бекболатом Искаковым. – Наши коровы одним копытом стоят на пастбище, другим – на крестьянских посевах. У нас здесь есть прудок, когда-то давно запруживали лог сами жители. Специально для того, чтобы поить скот. Потом его отдали в аренду. Нам не дают там скот поить. Поим дома соленой водой.
Скотину сложно напоить, а накормить и того сложнее: отруби стоят по 1200 тенге за мешок, пшеница – 3000, ячмень – 2500, овес – 1500. За рулон сена весом 250 кг просят 5000 тенге. Хорошо, что дрова можно выписать в лесхозе. Некогда бесплатный валежник нынче продают по тысяче тенге за один куб. А вот уголь...
Сельская арифметика
– На уголь я потратила больше 135 тысяч тенге. Тонна стоит 13500. Плюс доставка – 18 тысяч, – говорит Гульшат Искакова.
Женщина живет с братом и пожилой матерью. Последние четыре года на работу в Костанай ездить не может – матери нужен постоянный уход. Поэтому зарабатывать приходится на содержании коров. Гульшат продает молоко, масло, сметану и творог. Денег категорически не хватает. В этом году, чтобы купить уголь, продала двух телят.
– У нас, если разобраться, хорошая деревня – город рядом, людей много, в лесу много ягод и грибов. Но при этом мы живем как в каменном веке. В этом году ничего не было сделано в деревне. А газа мы не дождемся никогда, наверное. Хотя в округе все деревни газифицированы, – подхватила Салима Мырзабаева. – Интернета нет, со связью проблемы. И это в 30 км от города! Ходим с вытянутым вверх телефоном, чтобы поймать нормальный сигнал. Даже на крыши домов люди лезут.
Из-за всех перечисленных проблем, говорят жители, люди покидают родное село. Сейчас насчитывается не более 700 нечаевцев.
Официально
Свои проблемы жители Нечаевки излагали в коллективных письмах. Отправляли их депутатам партии «Нур Отан» и чиновникам.
– Критерием проведения водоснабжения населенных пунктов для включения в перечень приоритетных местных бюджетных инвестиций является численность населения свыше двух тысяч человек. Инвестпредложение по водоснабжению, газоснабжению Нечаевки на 2019-2021 годы не разрабатывалось, – такой ответ жители получили от районного отдела ЖКХ в мае текущего года. Не предусматривается и строительство волоконно-оптической линии связи.
Поговорить с акимом Октябрьского сельского округа Костанайского района Нуржаном Жасанбаевым нам, к сожалению, не удалось. Но мы это сделаем. Держитесь, нечаевцы! Получается, чем вас больше, тем больше шансов, что будет у вас и газ, и вода...
Марина КОСТРОВА
Фото Сергея МИРОНОВА