Первым еще при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции это сделал бывший заместитель акима Костаная Максут Калиев. Чиновник на протяжении нескольких лет был сборщиком денег (в общей сложности до двух миллиардов тенге) с предпринимателей. Все данные он вносил в специальную книжку, которая стала одним из вещественных доказательств коррупционной схемы. Часть собираемых средств предназначалась для фонда «Наш город» и шла на городские нужды. Другая, как выяснило следствие, прилипала к рукам чиновников. Бывшему акиму Костаная Ахмедбеку Ахметжанову, в частности, по версии обвинения, достались 85 миллионов тенге. Правда, и он сам, и три его защитника это обвинение считают надуманным, оговором, ведь экс-чиновника на взятке не поймали ни разу. Тем не менее, по приговору суда по уголовным делам он получил 13 лет колонии строгого режима.
Второе признание вины сделал на этой неделе уже во время заседания апелляционной коллегии областного суда директор ТОО «Стройметсервис» Сергей Биктибаев. Заявление он написал в следственном изоляторе, суд получил его факсом.
Председательствующий Клышпай Сальмухаметов зачитал его текст:
- Я, Биктибаев Сергей Яковлевич, признаю себя виновным...
Осужденный признался, что действительно участвовал в передаче денег безналичным путем от директора ТОО «АиФ» Аркадия Воловского Максуту Калиеву. По его утверждению, эту схему придумали сам Воловский, чтобы обезопасить себя от внимания правоохранительных органов, и Леонид Васильев, который фактически был директором ТОО «Стройметсервис» и имел свой интерес. Сам же Биктибаев, по его словам, стал невольным участником преступной схемы. Все деньги (речь о 67 миллионах тенге) получал Васильев, и их судьба ему не известна. Аким Костаная Ахметжанов действительно способствовал тому, чтобы «Стройметсервис» выиграло тендер на строительство детского сада по улице Каирбекова. Это было сделано, чтобы ТОО могло покрыть убытки, которое оно по вине исполнительной власти понесло при строительстве жилого дома в районе аэропорта. Когда они тендер проиграли, Васильев обратился к Ахметжанову с просьбой принять меры. Единственная статья, по которой Биктибаев считает себя виновным, это неуплата налогов. Также он раскаивается в том, что не воспрепятствовал преступной схеме откатов.
- Здесь я груз ответственности с себя не снимаю, - написал в заявлении осужденный.
Прокуратура просила в связи с признанием Сергея Биктибаева доставить в зал суда всех осужденных. Категорически против даже приобщения заявления к делу выступили адвокаты Леонида Васильева. Остальные защитники не увидели смысла, по сути, возобновлять судебное следствие. В итоге уголовная коллегия приняла решение дать оценку признательному заявлению осужденного уже в совещательной комнате при вынесении поставления по делу. Прокуратура же уже сделала это в своем заключении. И попросила суд
уменьшить для предпринимателя наказание с 11 до 10 лет колонии. Одновременно меньший срок, не 4 года, а три года и шесть месяцев, оно запросило еще для одного фигуранта уголовного дела - экс-заместителя акима Костаная Максута Калиева. Адвокат Калиева настаивала на наказании, не связанном с лишением свободы. Ведь он раскаялся и помог изобличить других чиновников и взяткодателей. Однако заместитель прокурора области Марат Акулов обратил внимание: да, показания этого осужденного ключевые. Однако степень общественной опасности его деяний, системные факты коррупции перевешивают. Как известно, Максута Калиева задержали с 13 миллионами тенге, полученными от директора ТОО «Сыл» Гагика Овнаняна, и предназначавшимися, на этом настаивает обвинение, для акима Костаная Ахмедбека Ахметжанова. Калиев не ограничился показаниями только по этому факту, а рассказал о схеме сбора денег с предпринимателей.
Снизить срок заключения с 10 до 8 лет пяти месяцев обвинение считает возможным и для Гагика Овнаняна. По двум фигурантам большого акиматовского дела - Ахмедбеку Ахметжанову и предпринимателю Леониду Васильеву - оно просило оставить приговор специализированного суда по уголовным делам без изменений - 13 и 14 лет колонии строгого режима соответственно.
Сложным оказался вопрос по конфискации имущества. Прокуратура согласилась вычеркнуть из списка арестованного имущества три квартиры в новых домах, построенных ТОО «Строметсервис», за которые люди деньги заплатили, но жилье до конца не оформили юридически. Что касается имущества Ахметжанова, то здесь вопрос раздвоился. По части недвижимости и земельных участков, считает обвинение, надо еще изучить правоустанавливающие документы и только потом вынести решение. Что касается особняка экс-акима, который в срочном порядке в августе прошлого года был переоформлен на его дочь Индиру, то он, по мнению прокуратуры, должен быть конфискован как имущество, добытое преступным путем. К тому же у дочери бывшего чиновника есть другое жилье - квартиры в Астане и Алматинской области. Значит, особняк не является единственной жилплощадью семьи Ахметжановых.
Постановление судебной коллегии ожидается в начале следующей недели. После этого приговор по большому акиматовскому делу будет считаться вступившим в законную силу.