В суде №2 Костаная по делу Бекжана Жамбулова начали допрашивать свидетелей.
Напомним, обвиняется он в вынесении заведомо незаконного решения и получении взятки в миллион тенге за то, что должен был выписать исполнительный лист, открывающий путь к имуществу бывшего совхоза имени Островского в селе Пушкино Камыстинского района.
Решение, которое обвинение называет незаконным, касается утверждения договора мены от 1993 года между бывшим директором совхоза и неким Сакеном Чилимановым. А заведомо незаконное оно потому, что именно Жамбулов, еще будучи председателем Камыстинского райсуда, выносил решение о признании имущества бесхозяйным, и оно попало в коммунальную собственность. Посредником в передаче денег обвинение считает адвоката Жениса Дусмагамбетова, с которым Жамбулов вместе работал в суде Рудного, а потом и Камыстинского района.
По материалам дела, когда Жамбулов не смог выдать исполнительный лист, он был вынужден вернуть 500 тысяч тенге (еще столько же осело у его приятеля адвоката). И якобы возвращала деньги его жена. Однако допрошенная в суде Айгуль Жамбулова категорически отрицала это. По ее словам, муж позвонил и предупредил, что придут за квитанциями на некие запчасти. Приехал Дусмагамбетов. Поскольку она работала во дворе, то сказала, чтобы тот сам нашел нужные бумаги в коробке. Ну а дальше появились сотрудники антикоррупционной службы и велели ехать вместе с ними.
– Я сказала, что у меня дома маленький сын, ему всего два года, и четырехлетний внук. Их не с кем оставить. Но мне сказали, что ехать – в ваших же интересах.
Потом женщина рассказала, как вместе с плачущими детьми долго сидела в кабинете антикоррупционной службы, как ее позже допрашивали сразу несколько человек в другом кабинете. А когда она стала читать протокол допроса, на одной из строчек увидела упоминание про миллион.
– Но вы же меня про деньги вообще не спрашивали! – возмутилась она.
И, по ее словам, протокол при ней разрезали.
Но самым интересным свидетелем оказался гендиректор ТОО «ИНСПЭК» Юрий Заикин.
Именно его предприятию, по материалам дела, передано на хранение имущество центральной ремонтной мастерской бывшего совхоза, на которое покушался Сакен Чилиманов. Предприниматель сообщил о двух попытках вывезти это имущество в качестве металлолома, на заявления по которым почему-то никак не отреагировала полиция. Только после вмешательства акимата уже увезенные чугунные плиты вернули.
– Для Чилиманова это металлолом, – отметил Заикин. – У меня же рука не поднимается разрушать. Хочу, чтобы производство жило, там же земля, там же люди работали...
По показаниям предпринимателя, именно Чилиманов показал ему решение суда, вынесенное Жамбуловым по поводу договора мены.
– Якобы директор совхоза Вихляев за бензин и солярку отдал в залог ремонтную мастерскую со станками и оборудованием. Это сердце любого производства. Никогда в это не поверю! Это была подделка. Я сказал Чилиманову: «Вы – преступники, вас посадят!». Потом они все же опять приехали за имуществом.
У подсудимого к Заикину были вопросы. Сначала он попросил на память перечислить оборудование, которое хранилось в центральной ремонтной мастерской. Свидетель ответить не смог. Как и сотрудники Камыстинского районного акимата и сельского округа, на балансе которого официально находится имущество.
– Так как же я мог запомнить этот список по признанию имущества бесхозяйным по решению, которое выносил несколько лет назад?! – обратился к суду Жамбулов.
Кроме того, заявил подсудимый, по имуществу центральной ремонтной мастерской решение выносил тогда еще судья Дусмагамбетов. Он же – по имуществу, которое находилось на территории машинного двора.
Судебный процесс продолжится. Впереди может быть самое интересное. Не с пустыми же руками пришло обвинение в суд. Известно, например, что за домом Жамбулова велось негласное видеонаблюдение, записывались его телефонные переговоры.
Татьяна БАШКАТОВА
Фото автора и С. МИРОНОВА