43-летнего Аскара Жаналинова обвиняют в покушении на взятку пять миллионов тенге.
Судебное разбирательство могло пройти в упрощенном порядке, без вызова свидетелей. Но это предполагает признание вины. Однако на вопрос судьи, признает ли он себя виновным, подсудимый заявил, что скажет об этом после допроса всех свидетелей.
По версии обвинения, в служебные полномочия Жаналинова входила и разработка тактики выявления антикоррупционных проявлений. В ноябре 2018 года старший инспектор решил проверить использование бюджетных средств на ремонте автодорог в Сарыкольском районе. На этом участке работали три подрядные организации. Вместе с замакима района и сотрудниками специализированной организации «Костанай жол лаборатория» комитета автодорог Жаналинов выехал в район.
Чутье старшего инспектора не подвело: нарушений набралось на довольно внушительный список. По инструкции Жаналинов должен был зарегистрировать их. Однако, по версии обвинения, вместо этого он связался с сотрудником «Костанай жол лаборатория» Е. Куанышпаевым, чтобы «обкатать» другой вариант: заполучить с одной из подрядных организаций – ТОО «Мега» – откупные. На одной из последующих встреч Жаналинов озвучил Куанышпаеву сумму, которую надо было запросить с директора ТОО А. Чижа – пять миллионов тенге.
Однако сотрудник лаборатории то ли не доверял офицеру антикоррупционной службы, то ли осознал, что его толкают на преступление. О требованиях старшего инспектора он сообщил в службу внутренней безопасности Нацбюро по противодействию коррупции. В операцию по разоблачению включили не только Куанышпаева, но и директора ТОО. Жаналинова задержали с поличным. Однако в пачке денег, которые ему передавали, из пяти миллионов тенге только пятьсот тысяч были настоящими. Их предоставил директор ТОО «Мега». Остальные – муляж. По закону в таких случаях фиксируется не взятка, а лишь покушение на нее. Не нашлось в Нацбюро, как и у атамана Грициана Таврического из фильма «Свадьба в Малиновке», золотого запаса. А иначе и обвинение в отношении собственного сотрудника выглядело бы несколько иначе.
Татьяна БАШКАТОВА
Фото Сергея МИРОНОВА