В деле серьезно «пахло» разборками забытых девяностых.
Особое внимание дело Наурузова привлекло еще осенью прошлого года, когда в СМИ попало фото реактивной противотанковой гранаты с надписью «Самату от братвы». Автор фото не назывался, однако в прениях в суде адвокат Наурузова Илья Васильев заявил: это было сделано с подачи сотрудников по борьбе с организованной преступностью департамента полиции.
Цель одна – заранее объявить его подзащитного виновным, по меньшей мере в хранении оружия. Сразу после того, как его нашли в квартире подсудимого, гранатомет с единственной гранатой взорвали под предлогом того, что это слишком опасная вещь. При этом из него не пробовали стрелять (чтобы доказать, что орудие боеспособное, а не учебное, муляж). Не сняли даже отпечатков пальцев.
В суд в качестве вещдока представили лишь осколок гранаты. Между тем сам подсудимый утверждал: гранатомет под ванную подбросили ворвавшиеся в его квартиру люди в масках. Одного его племянник якобы узнал: это был один из руководителей теперь уже бывшего управления по борьбе с оргпреступностью. По словам Самата Наурузова, 10 лет назад его признавали лучшим оперативным сотрудником страны, потом он возглавлял в Рудном уголовный розыск. И если бы гранатомет был боевым, а значит, опасным для жизни, он никогда бы не стал хранить его в своей квартире.
– А я, такой идиот, держал его у себя. И при этом я знал, что на меня уже есть заявление в полицию, – заявил в суде подсудимый.
Вымогательство в особо крупном размере – еще одна статья Уголовного кодекса, по которой обвиняли Самата Наурузова. У него был должник – некто Игорь Мазур. Три года не отдавал $15 тысяч, ссылаясь на то, что он в свою очередь не может забрать деньги у Олега Саламатова и предпринимателя Дмитрия Быструшкина.
Вопрос этот «терся» довольно продолжительное время, пока в дело не вмешался некто Сергей Нурмухамбетов. 17 июля прошлого года он пришел в офис Дмитрия Быструшкина по своим надобностям. А в ходе разговора завел речь, что надо бы отдать долг Самату, дяде его бывшей жены. Предприниматель вскинулся: а кто вообще такой этот Наурузов?! И, как говорится, «загорелось».
Быструшкин назвал время, когда Самат может прийти, чтобы поговорить. Нурмухамбетов позвонил Наурузову, передал это, снабдив рассказ подробностями, как Быструшкин о нем отзывался. И вот на следующий день Наурузов приехал в офис к предпринимателю с целой компанией – посмотреть, «кто его тут класть будет». При разговоре присутствовал Нурмухамбетов, явившийся раньше. И когда услышал, что Быструшкин отрицает, что плохо говорил о Наурузове, дважды ударил предпринимателя по лицу. Его оттащили.
Есть в деле такая деталь. Получив сообщение, что в офисе Быструшкина шум, и его самого удерживают в кабинете, на место выезжал участковый. Но тот же Дмитрий Быструшкин ответил, что всё нормально, полиция не нужна. Так все и разошлись. Но на следующий день предприниматель написал заявление на Наурузова, приложив запись разговора, который был в кабинете. Причем, утверждал в суде адвокат Илья Васильев, урезав запись на 18 минут. По его мнению, чтобы скрыть, что речь, если и шла о деньгах, то о 15 тысячах долларах, а не 115 (65 – от Быструшкина, 50 – от Саламатова), которые якобы вымогал Наурузов. И которые появились много позже, уже после завершения следствия.
Илья Васильев высказал свою позицию: речь не может идти о вымогательстве. Это самоуправство, поскольку у его подзащитного было предполагаемое право требовать эти деньги. Месяц полиция никак серьезно не реагировала на заявление Быструшкина. Задержали Наурузова через месяц, когда якобы получили информацию, что он хранит в квартире оружие.
В суде Самат Наурузов признал вину только в самоуправстве. Говорил, что раскаивается. Почему не было Нурмухамбетова? Еще до ареста Наурузова его нашли мертвым – передозировка наркотиками.
Так кто такой Самат Наурузов? Адвокат потерпевших сказала, что за ним слава «жестокого, безбашенного бывшего сотрудника полиции». Илья Васильев – что его помощник помог раскрыть несколько дел, которые оказались не под силу полицейским. И что к нему действительно обращались люди, которые не знали, у кого им найти защиту.
По приговору специализированного суда по уголовным делам Самата Наурузова признали виновным в вымогательстве. Но только $15 тысяч и только в отношении Дмитрия Быструшкина. В вымогательстве еще и с Саламатова (его обвинение тоже записало в потерпевшие) помощника адвоката оправдали, как и по факту приобретения и хранения гранатомета. Суд признал: большой вопрос, что это вообще было. По этому факту судья Жаннар Тлеубаева вынесла частное постановление в адрес прокурора и начальника Департамента полиции. Не исключила судья и монтаж предоставленной Быструшкиным полиции аудиозаписи.
Наурузов должен провести в колонии шесть с половиной лет. Сразу после приговора адвокат Илья Васильев заявил, что вердикт обжалуют. И вообще, у этой истории возможно продолжение.
Татьяна Башкатова
Фото Сергея МИРОНОВА