На скамье подсудимых – 48-летний Александр Беликин.
Он гражданин Казахстана, уроженец Карагандинской области. Но до задержания (Беликин был объявлен в международный розыск) жил в Московской области. По версии обвинения, подсудимый – один из членов организованной преступной группы, которая занималась угоном дорогих машин в России. Потом автомобили переправлялись на территорию Казахстана, где перебивались номера на двигателях и продавались. Эта история еще пятилетней давности. С 2017 по 2019 годы состоялись несколько уголовных судебных процессов. Осудили с десяток членов группы, в том числе нескольких сотрудников полиции из Костанайской области, которые помогали членам «автомафии».
Беликин, надо надеяться, крайний из «могикан». В его уголовном деле – три эпизода с автомобилями, это Lexus и две Toyota. Соответственно, и трое потерпевших, которые купили находящиеся в угоне автомобили: Е. Апсаматов, В. Бунк, П. Лукашенко. Первый отдал за Lexus 37 тысяч долларов и четыре миллиона тенге, одна Toyota пошла за шесть с половиной, вторая пять с половиной миллионов тенге. Обвинение считает, что Беликин отлично знал, что машины криминального происхождения, тем не менее, по поддельным документам перевозил их в Казахстан. И тем самым совершил крупное мошенничество.
Пока в суде рассмотрели только один эпизод уголовного дела. Как показал Е. Апсаматов, объявление о продаже в Темиртау (Карагандинская область) Lexus появилось в рекламной газете «Колеса». Цена автомобиля была несколько ниже рыночной, но его заверили: машина хорошая, можете посмотреть. Посмотрели, понравилась, купили. Там же в Темиртау сняли машину с учета и отправились домой – сейчас потерпевший живет в Нур-Султане. Только позже выяснилось, что за покупкой – криминальный след. По словам Апсаматова, он уже проходил потерпевшим по ранее рассмотренным уголовным делам. Машина находится у него на ответственном хранении, главная для него проблема – снять с автомобиля арест.
- Налоги исправно плачу, - говорил потерпевший, - а пользоваться не могу.
Впрочем, как выяснилось при допросе одного из свидетелей, сейчас Lexus находится у брата потерпевшего в Таразе.
Основная проблема при рассмотрении дела Беликина – большинство потерпевших и свидетелей находятся в разных городах Казахстана, допрашивать их приходится в онлайн-режиме. Не все выходят на связь. Показания некоторых приходится брать из материалов уголовного дела. Кроме того, событиям – несколько лет, и детали их стали забываться.
Да, Беликин крайний в деле «автомафии». Но последний ли? Слишком прибыльный бизнес, могут оказаться последователи. Об этом говорят факты. В 2012 году в Костанае уже осудили 14 человек, которые также занимались нелегальной продажей краденых в соседней стране автомобилей. В их числе были и четверо сотрудников полиции, которые им в этом помогали. Но прошло три года, и появилась новая группировка, участником которой был и нынешний подсудимый.
Процесс продолжится.
Татьяна Башкатова