Уголовное дело рассматривается в Костанайском районном суде. На скамье подсудимых бывший руководитель отдела земельных отношений районного акимата Еркин Сарымбет, Малика Сарсенбаева и ее брат Аспантай Макишев, которые уже почти год находятся под арестом.
У экс-чиновника сразу три статьи Уголовного кодекса: мошенничество группой лиц по предварительному сговору лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, служебный подлог и подделка, изготовление или сбыт поддельных документов. Сарымбета допросили первым. И он сразу заявил, что готов признать вину только в злоупотреблении должностными полномочиями. В уголовном деле пять эпизодов. И все они связаны с выделением земельных участков в микрорайоне «Северный» села Заречное. По версии обвинения, незаконно.
По словам Еркина Сарымбета с Маликой Сарсенбаевой он познакомился в 2019 году, когда работал в отделе архитектуры. Стали хорошими друзьями. Настолько хорошими, что как только Сарымбета в июне 2020 года назначили руководителем отдела земельных отношений, Сарсенбаева пришла к нему с просьбой поспособствовать родственнику получить земельный участок.
- Малика объяснила, что надо помочь многодетной семье, им негде жить, хотят построить свой дом. Заявление рассмотрели на заседании земельной комиссии и отказали. Потому что в заявлении было написано, выделить участок для ведения личного подсобного хозяйства. Малика попросила помочь, и я ничего такого в этом не увидел…
По словам Сарымбета, он поручил своему подчиненного специалисту Адарбаеву подготовить выписку из протокола заседания земельной комиссии, но с положительным решением вопроса и поставил под ней свою подпись. Кто потом забрал эту выписку, заявил подсудимый, он не знает. А дальше – по накатанной. На основании выписки был сделан землеустроительный проект. Акиму Заречного сельского округа отдел земельных отношений отправил достоверную выписку. Что там с ней сделали, заявил Сарымбет, он не в курсе. Но к ним в отдел поступило распоряжение акима сельского округа (обвинение считает, что фиктивное) о выделении заявленного земельного участка. На этом основании был подготовлен договор аренды, который он подписал. Оставалось получить акт на землю, что и было сделано. Кем, говорил в суде Сарымбет, он не знает. И вообще кроме Сарсенбаевой ни с кем не общался.
На вопрос, почему он подписал подложную выписку из протокола земельной комиссии, а затем незаконный, потому что он сделан на основе фиктивного документа, и он это знал, договор аренды, Сарымбет ответил:
- На тот момент я считал, что действовал в рамках закона. Считал, что имею право изменить решение комиссии, потому что она была не права. Я на заседании голосовал за удовлетворение заявления.
Такая вот чиновничья невинность.
После первого факта уже через два дня Малика Сарсенбаева пришла к нему снова с той же просьбой. Но теперь речь уже шла о двух участках. Очередному родственнику, который держал лошадей, грозил штраф. Соседи жаловались на неудобства, и проверка показала, что держать на участке лошадей нельзя. Срочно потребовалось найти новый. А потом, по словам Сарымбет, Малика попросила за своего дядю, потом – за братишку мужа.
- Вы что, всю ее родню должны были оснастить? - иронично спросил один из адвокатов. Но подсудимого, похоже, было трудно сбить. Он флегматично отвечал, чаще всего, что ничего не знает, ничего такого не совершал… В уголовном деле фигурируют миллионные суммы вознаграждений, однако Сарымбет категорически отрицал, что брал деньги:
- Просил человек, которого я хорошо знал… Никакого умысла не было… Степень родства Малика не указывала… Денег не получал, что Сарсенбаева брала деньги, известно не было, - твердил подсудимый фразы, похожие на заученные. Любопытно, что в первых случаях Сарымбет просил подготовить липовую выписку из заседания земельной комиссии специалиста, то потом делал это лично.
Согласно обвинительному акту, Сарымбетом по другим фактам заинтересовалась антикоррупционная служба. Сарсенбаева и ее брат Макишев, узнав об этом, предложили за него похлопотать, заявив, что заместитель руководителя антикора их родственник. Надо лишь дать ему два миллиона тенге. Сарымбет в ответ написал в антикоррупционную службу заявление о вымогательстве. Так закончилась его «дружба» с Маликой Сарсенбаевой.