День рождения великого поэта, не включенный у нас ни в какие официальные календари, решили отметить сами журналисты «КН». Без особой помпы, без речей и обязательных приглашений, от которых нельзя отказаться. Кто придет – с тем и праздновать. Позвали молодых актеров Русского театра драмы – те с радостью отозвались. Пришел Валерий Захарьев, костанаец, российский актер и режиссер, заслуженный артист России. Просто любители поэзии пришли и даже один мальчик, у которого день рождения тоже выпал на 6 июня. Развесили ленточку фотографий, связанных с Пушкиным и его памятниками в разных странах.
Праздник получился душевным и без натуги. Как и сам памятник, у подножия которого он проходил.
Этот совсем непарадный бронзовый Пушкин подарен был городу в 2010 году Союзом писателей России. Московский скульптор Николай Кузнецов-Муромский изобразил поэта в домашнем одеянии, но, конечно же, с пером и книжкой в руках. Установлен памятник в самом центре города, в яблоневой аллее, выходящей на акимат Костаная. Открывали памятник осенью, в любимое им время года, при большом стечении народа. Звучало много теплых слов и пожеланий, чтобы не зарастала к нему народная тропа, чтобы эта аллея почаще видела молодежь…
А в интернете, как это водится, развернулась полемика на тему «культура – не культура, там ли его поставили», и даже мелькнула фраза про историческую связь поэта с нашими краями. Насчет культуры не буду отвлекаться, поскольку спорить на эту тему глупо. Спасибо, что подарили, низкий поклон за щедрость. Будет напоминать нам, что есть в поэзии такие вершины, и ни время, ни наши корявые суждения никак на них уже не скажутся. А насчет исторических связей соглашусь. Конечно же, их нет и быть не может. По крайней мере, осязаемых, связанных с пребыванием у нас поэта.
Причина проста: великий человек и город наш не совпали по времени. Когда он ушел из жизни, Костаная еще не было в природе. И все же бывал он совсем рядом, когда собирал «по высочайшему повелению» материалы для своей «Истории Пугачевского бунта». Осенью 1833 года в Оренбурге, служивший там чиновником особых поручений при Оренбургском военном губернаторе Владимир Даль, встречал и сопровождал его по некогда мятежным станицам. Тот самый Даль, автор «Толкового словаря», впавший после ряда публикаций в немилость к верхам.
Пушкин пробыл в Оренбурге недолго, с помощью писцов собрал достаточно материала для своей книги и уехал в стольный Санкт-Петербург. Там он написал не только «Историю бунта», но и жемчужину в прозе – «Капитанскую дочку». И вот что любопытно, бывал он на Южном Урале осенью, но откуда у него столь точное описание нашей зимы и внезапно налетевшего бурана? Каждый раз, когда наблюдаю зимой это стихийное безобразие, удивляюсь, насколько достоверно описал его поэт. И как будто сошли все буранные приметы со страниц романа прямиком в наше время.
А разве персонажи «Капитанской дочки» совсем исчезли из нашей жизни? И не встречаются нам нигде ни Петя Гринев, ни Маша Миронова, и нет в нашем времени похожих коллизий? Честь и верность, предательство и подлость – все найдется в жизни. И разве говорим мы на ином языке, чем Александр Сергеевич? И если все же говорим иначе, то и дело вплетая обиходный сленг, мы все равно помним про заданный им эталон. Те же самые слова, только сложенные так, как не в силах сложить никому. Этот образец языка, о котором напоминает нам бронзовый Пушкин, мне кажется, важней любой очевидной связи.
… Молодые актрисы, нарядившись в кринолины тех еще покроев, и актеры во фраках с удовольствием изобразили нам сцену из «Евгения Онегина». Стихи читали журналисты «КН» и пенсионер Станислав Лемке. Свое слово сказали и дети – Полина Гуренко и Рома Петрунин. У него день рождения совпал с поэтом, и по такому случаю дети с помощью взрослых поставили к подножью корзину цветов. Отдельно собрали высказывания участников и гостей в адрес поэта. Карим Жангабылов, спортсмен и учитель, мугалим, как мы его зовем, тоже вспомнил подходящий случаю стих.
А я вспомнил покойного ныне Геннадия Мануйлова, большого ценителя творчества Пушкина. Его бы на наш праздник, он бы не только заговорил нас его стихами, но и привез бы к нам кого-нибудь из потомков великого поэта. Он это мог и ведь привозил! Он собирал в нашем городе музей А.С.Пушкина, а нам казалось странным его хобби. Но вот ушел из жизни Геннадий Мануйлов, и вроде чего-то не хватает. Равнодушных достаточно, увлеченных недостает.
Под занавес праздника, как и собирались, журналисты немного прибрались у памятника, помыли мрамор постамента, сказали всем спасибо. Гости и участники с удовольствием фотографировались у макета нашей первой полосы.
Хорошо, что не было речей и собранных из окрестных школ заморенных жарой детей. Был Пушкин, была поэзия, и этого достаточно.