Зрителями он узнаваем по ролям Бэрримора из «Собаки Баскервилей» и официанта Сани из «Родни». Киноманам знаком как кинодраматург («Раба любви», «Пять вечеров», «Рецепт её молодости»). Каждая встреча с ним – событие.
Где карман пришить?..
На московском культурном форуме новый формат – литературный public talk. Приглашенного героя располагают настолько близко к зрителям, что большая сцена становится вдруг ниже уровня глаз и кажется, будто это семейная встреча... на несколько сотен человек.
Александр Артемович, отвечая на вопросы, охотно рассказывал тонкости закадровой жизни.
– Простой зритель вас знает и узнает как актера, человека, который меняет образы. Но для вас, судя по вашим высказываниям, важнее роль сценариста в кинопроизводстве. Придумывать разные образы интереснее, чем их примеривать?
– Конечно интереснее. Бе-зу-сло-вно! – нарочито членораздельно проговорил с улыбкой Адабашьян. – Роль в кино, бывает, мала для размаха, для фантазии. Там уже образ создан. Как говорится, костюм сшит, и ты его только должен носить, ничего не дошивая. А сценарист что модельер: где захотел карман пришить, там и будет, хоть на спине. Понятно, что режиссер может на съемках много чего наворотить, но... под приглядом автора сценария. Правда, я уже и роль режиссера примерил. Понравилось, но трудно. Редко соглашаюсь сесть в кресло режиссера.
– Это потому, что режиссеру нужно быть более принципиальным?
– В 2002 году я экранизировал известный роман Бориса Акунина «Азазель». На конечной стадии съемок возникли разногласия с продюсерами Первого канала. И, увы, я как режиссер не смог отстоять собственную концепцию фильма, поэтому снял свою фамилию из титров. Принципиальным если уж решился быть, то будь до конца.
Куда исчез герой?
– Вы утверждаете, что большая сцена в России есть, а вот большого отечественного кино сейчас нет. Почему?
– Есть кино, которое... м-м, – Адабашьян задумался, – скажу так, только снимается на территории нашей страны, но отечественным не является. Те, кто занимается прокатом, на более чем 80% принадлежат Америке. Поэтому и кинорынок заполнен блокбастерами про суперменов. А то, что делают наши, сплошь по голливудским лекалам.
– Как же новомодные режиссеры в России?!
– Больших изменений в киноискусство они не вносят. В большинстве случаев это кино для очень узкого круга. Очень! Всё оборачивается, мягко говоря, пшиком в вечность... Их мало кто понимает. Кино, я считаю, искусство для всех. В качестве примера приведу новую семейную картину «Про Лёлю и Миньку» по известным рассказам Михаила Зощенко. Она выйдет в прокат в 2020 году. Обязательно идите в кино всей семьей.
– Почему сегодня в кино и на сцене главный герой неоднозначен? Может проявлять и положительные черты, и отрицательные качества...
– С одной стороны, это хорошо. Когда герой сплошь из сладких моментов, становится приторно. Но с другой – я считаю, что в истории, будь то телеэкран или театральная сцена, герой, даже обнаруживая в себе что-то темное, обязан преодолевать себя или хотя бы стремиться к этому. Иначе и правда непонятно – куда исчез герой?.. Надо бы его найти!
Николай Стадниченко