К нам привезли коллекцию ковров ручной работы.
Первое знакомство
«КН» были в галерее в момент подготовки, когда для каждой «картины» еще только подбирали место в зале. Выставка изделий ковроткачества с говорящим названием «Бастау».
– Это означает начало, истоки, – пояснила Сая Калинова, заведующая отделом изобразительного искусства областного музея. – Казахское декоративно-прикладное искусство для художников и есть то самое начало, от которого идут разновидности изотворчества.
Вот и в новой экспозиции что ни ковер, то уникальный узор, краски. Что ни завиток, то загадка – летящая птица или лепесток тюльпана. Разложенные на полу, они создавали образ большого лоскутного одеяла.
– Первое, что видит ребенок из своей колыбели, это наверное и есть ковры, – рассуждала Сая Нурлыбаевна, распределяя работы по темам. – Помню, как мой племянник, будучи грудничком, всё время поворачивал голову в сторону түкті (ворсового ковра). Первое знакомство человека с творчеством – через окружение, быт.
К слову, в прошлом мастерицы с помощью ковров не просто утепляли юрты. Они их украшали. Причем со значением. Из этого и рождалось чувство прекрасного, а в целом и декоративно-прикладное творчество.
Ручная работа
Сегодня особо ценен ручной метод ткачества. В том числе и потому, что узелки завязывают намного крепче, в результате чего ковер получается долговечным.
Вот и на этой выставке только ручная работа. Ковровая коллекция приехала к нам из Нур-Султана. Она принадлежит нашей землячке Анаре Сейтжан, которая когда-то работала в этой же галерее, а сейчас – в столичной сфере культуры. Художник-дизайнер, модельер, а еще коллекционер.
– Я собирала эту коллекцию во время пандемии, весь прошлый год, – рассказала «КН» Анара. – Не только ковры, но и текстиль – казахские одеяла, которые навешивали в юртах для украшения места над главными гостями.
На выставке в Костанае представлены работы мастериц из разных уголков Казахстана, а также оралманов из Монголии. По словам коллекционера, ей хотелось собрать всё разнообразие этого искусства. Искусства кочевников. Причем Анаре удавалось приобрести эти работы, что называется, из первых рук – создателей либо их потомков. К слову, Казахстан совместно с иностранными учеными проводит массу исследований, касающихся национальной культуры.
– У нас обычно проходят авторские выставки либо сборники, а вот частная коллекция – впервые. Возможно, она даст старт для того, чтобы в галерее чаще выставляли такие коллекции. Например, по ювелирному искусству, их немало, – отметила Сая Калинова. – Так что это хорошее начало и для нас.
Из истории
До сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что оно зародилось в среде кочевых племен именно Центральной Азии. Ковер был пологом, покрывалом, попоной и занимал центральное положение в устройстве казахского быта. Девочек учили ткачеству с трех-четырех лет. Сотканный ковер заключал в себе особое видение мира мастерицы.
В этнических коврах каждая деталь символична. Узор представляет собой художественную интерпретацию образа вселенной в воображении мастера. В костанайской галерее таких вселенных набралось не один десяток. Как правило, ковер изобилует защитными символами. Среди них часто встречается Древо Жизни – один из самых почитаемых знаков во многих древних культурах.
Казахские ковры делят на два основных типа: безворсовые (тықыр) и ворсовые (түкті). Первые ткут на вертикальном станке способом переплетения нитей основы с узорной нитью. В орнаменте такого ковра преобладают зооморфные узоры, символы бытовых предметов. Для производства вторых используют горизонтальные станки. Их ткут с завязкой основной нити двойными узлами, плотно прибивая их гребнем и подрезая ножницами. Здесь чаще растительные мотивы в форме розеток, ромбов, звезд. Новая выставка – яркая демонстрация этих мотивов.