Короткометражные фильмы студия в Костанае начала снимать пару недель назад.
Актеры сначала прошли кастинг. Как говорит директор филиала киностудии Аскар Бектенов, детей отбирали по-честному: если не мог проявить себя, то отсеивали.
Болото и никаких «хи-хи»
Я попал на съемки по сценарию, согласно которому четверко детей оказываются в загадочном лесу. По ходу действа выясняется, что сюда попадают дети, которые совершили плохие поступки.
В первом эпизоде главные герои находят в болоте девочку. Топь изображала небольшая яма, в которой сидела юная актриса, по пояс обильно засыпанная травой. Вся съемка проходит в три этапа: общий план, средний план, крупный план. Во время каждого из них ребенок повторял свои слова по несколько раз, если запинался или забывал слова, или говорил не то.
«Дарина, убери улыбку, ты тонешь!.. Ерасыл, говори только свои слова, не выдумывай!» – несколько раз повторял режиссер Азамат Джумабаев (на фото сверху). В итоге все справились. «Стоп! Было! (снято. – Прим. авт.). Отдых пятнадцать минут», – командует режиссер.
Актеры бегут к родителям на импровизированную базу, где подкрепляются бутербродами, минеральной водой и газировкой. Узнаю, что этого эпизода не было первоначально в сценарии, его вписал режиссер.
Лес, клоун, дым
Аскар Бектенов на съемках выполнял роль помощника режиссера, продюсера и мастера по спецэффектам. Во втором съемочном эпизоде квартет героев встречал сверстников непосредственно в лесу.
Обе встречи проходили по сценарию в тумане. Его роль выполнял дым от подожженной травы в ведре, которое стояло за кадром. «Мы хотели сначала дымовую шашку применить, но чтобы не пугать жильцов ближайших домов, решили траву использовать», – рассказал Аскар Бектенов. Дети терпеливо стояли в клубах дымного тумана и старательно отыгрывали своих персонажей. «Не надо в камеру смотреть, смотреть сюда надо! А здесь сыграйте испуг», – корректировал режиссер происходящее в кадре.
Зловещий лес, кстати, начинался в двух десятках метров от мирной трассы на аэропорт Костаная. Небольшая лесопосадка создавала весьма правдоподобную атмосферу мистики. Одним из последних снимали главного отрицательного персонажа фильма – клоуна. Его персонаж практически без слов. Актер Егор в этом гриме терпеливо ждал несколько часов ради нескольких минут внушения немого страха.
«Аватар» отдыхал бы...
Режиссер Джумабаев в командировках проводит по полгода. Работает без выходных, говорит, что работа с детьми заряжает. В перерывах между съемками мы побеседовали о современном кино.
– Если бы у вас было достаточно средств и техники, что бы вы сняли?
– Казахский эпос. Почему-то у нас не снимают казахские сказки. Батыры, дэвы, пери – «Аватар» отдыхал бы. Детское кино у нас в зародыше. Ребенок проходит курсы по актерскому мастерству и уходит в никуда, потому что не снимают ничего. Хотелось бы, чтобы проводили тендеры на фильмы, в том числе детские. Частные киностудии – здоровые конкуренты государственным.
– Какой момент вас на съемках поразил?
– В одном из эпизодов была драматическая кульминация, и девочка-актриса, дойдя до нее, выдала нужную эмоцию и заплакала. Вслед за ней заплакала вся съемочная группа. А вообще, сыграть комедию сложнее, на это настроиться надо тщательнее.
У ребенка все получается в кадре, когда он верит в то, что происходит. И зритель тоже тогда верит актеру. Половина наших серий имеют воспитательный и образовательный эффект – чтобы дети узнавали ситуации, в которых были, узнавали людей, с которыми это происходило. Есть еще социальный эффект: некоторые актеры только на наших курсах обрели друзей.
На съемку одной истории уходит в среднем неделя. Хронометраж серии составляет около 15 минут, но бывает, что больше. Далее монтаж. До конца этого года киностудия планирует показать зрителям получившийся продукт.
Станислав НАМ
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО и автора