Главным препятствием при возведении монумента первоцелинникам в Костанае оказались очень большие размеры памятник. На его изготовление требовалось 300 тонн бронзы, а это годовой лимит министерства культуры СССР. На пролпути стройка остановилась, и казалось, что никогда уже не сдвинется с места.
Но помог, как это часто бывает, случай: неожиданный приезд в Костанай секретаря ЦК КПСС по аграрным вопросам М.С.Горбачева. Будущий генсек, еще не взойдя на высшую партийную ступеньку, уже обладал немалой властью и была надежда, что не откажется помочсь. Тем более, что и памятник был ему профессионально близок, судя по его крестьянскому происхождению.
Во время поездок с Горбачевым по городу решили рассказать ему о проблеме с монументом и показать макет будущего памятника. На площади высокого гостя с этим самым макетом в руках ждали председатель горисполкома Семен Петрович Бакай и главный архитектор города Александр Петрович Тимошечкин.
Автомобиль неспешно катила по городу. На заднем сиденье разместились М.С.Горбачев и первый секретарь обкома партии В.П.Демиденко. Лицом к ним, на приставном сиденье, уместился В.Ю. Михайлов. Водитель, как и договаривались, притормозил напротив остановленной стройки. Пока ехали по городу, Михайлов поделился с гостем нашими заботами.
Горбачев, не выходя из машины, посмотрел на макет и сразу же принял решение. «Пишите письмо на мое имя, поможем». На следующий день Михайлов вручил письмо помощнику Горбачева, не особо при этом надеясь на скорое решение проблемы. Однако на удивление стремительно, буквально в течение недели, было принято специальное постановление Совета Министров СССР. Будущий монумент включили в перечень обязательных объектов министерства культуры СССР, а Ленинградскому заводу «Монумент-скульптура» было поручено изготовить бронзовые фигуры и ленту славы. Иначе говоря, мы получили все, что хотели.
В этой истории есть, конечно, свои минусы. Создатели монумента могли, но не получили Госудастрвенную премию СССР. И открыли памятник не весной, как хотелось, а осенью 1984 года. Но великих сожалений по этому поводу ни у кого не было. Не дали премию, ну и ладно. Мы получили памятник, каких больше нет нигде, спасибо и за это. К его созданию приложили свои руки рабочие Ленинграда, Алматы, Минска, Костаная, Рудного. По сути, это памятник труду, или человеку труда, как хотите. Собственно, в СССР в те годы было всего лишь два монумента, посвященных человеку труда. Да и к сегодняшнему дню ничего не добавилось.
И еще живы тысячи людей, которые ехали сюда, пахали и сеяли, а теперь их облик увековечен в бронзе. Разве этого мало? Поклон вам за ваш труд. Эти люди до сих пор называют себя целинниками, как дети их, внуки и правнуки.
Фото автора