Уникальность их в том, что здесь трудятся только люди с ограниченными возможностями.
Запах дерева
Лестницы, удобные и изящные садовые скамейки, аккуратные собачьи будки, резные столики для беседок, корпусная мебель – прихожие, кухни… В столярно-мебельном цехе пахнет свежим деревом, поблескивают лаковыми боками изделия. Почти готова кухня – заказ одной из гостиниц. Здесь работает четыре человека. У каждого из них есть группа инвалидности. Это мешало им раньше получить достойную работу. Здесь же ничего не мешает расти и совершенствоваться.
Профессиональный столяр, мебельщик тут только один, заведующий цехом Василий Ковалев. Остальные – Александр Меркулов, Булат Дуранбаев, Григорий Ролдугин – начинали учиться с нуля. Теперь каждый из них ас: могут выполнить расчеты, дизайн, сделать на станке нужные детали. Цены на изделия цеха намного ниже рыночных, потому что для заборов и надворных построек здесь используют деревянный остов катушек, скопившихся на территории энергоцентра. Сами мастера придумали. У них вообще идей много.
Безбарьерная зона
Несколько лет назад о ней говорил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Призывал трудоустраивать людей с инвалидностью, чтобы дать им возможность и заработать, и почувствовать себя частью общества. Директор ТОО Елена Порохницкая вспоминает, как однажды одна из сотрудниц рассказала про свою родственницу с инвалидностью. Она не могла найти работу – услышав о ее диагнозе, работодатели спешили отказать под благовидным предлогом. Елена Петровна тогда прониклась и придумала проект, в рамках которого на сегодняшний день трудоустроено 11 человек.
Кроме столярного цеха и переплетной мастерской на предприятии трудятся еще две переводчицы, у одной первая группа инвалидности. Она колясочница, работает на дому, но иногда приезжает – пообщаться. Коллектив здесь хороший. Попасть в такой не менее важно, чем найти хорошую работу.
– Я раньше таксовал, но это очень нестабильный заработок, – говорит Кайрат Айдабулов. – А здесь нормированный рабочий день, гарантированная приличная зарплата. И главное – коллектив!
У Кайрата больные ноги, стоять долго не может. Сидеть без дела тоже не может. И работа в переплетной мастерской стала для него настоящим спасательным кругом. Переплетают бухгалтерские документы, отчеты. Аккуратные тома выдают клиенту за минимальную плату – 500 тенге. Качественно и недорого, возможно, поэтому и заказов много. Помимо трех переплетчиков в мастерской работает курьер. Коллеги говорят, он поет замечательно, на коллективных мероприятиях бесценен. А праздники здесь отмечают дружно и весело. Наверное, еще и поэтому сотрудники компании так ценят свою работу – здесь они чувствуют себя частью команды. Им этого очень не хватало.
Повезло!
Переводчик Орынгуль Балгынбаева соглашается. Общения с людьми ей не хватало последние несколько лет. Орынгуль из села. Работала учителем в школе. Муж, трое детей. Несколько лет назад ей сделали операцию, отняли ногу. Какое-то время еще работала, потом... попала под сокращение. Как могли сократить человека с инвалидностью? Разбираться не стала. Сидела дома. А куда еще с ее диагнозом в деревне устроишься? Старшие дети подросли, на семейном совете было решено перебираться в город.
В Костанае жилось сложно: средств хватало только на съемную малосемейку, с работой то и дело были отказы. И тут повезло: родственница подсказала, что есть возможность устроиться в ТОО «АлатауЭнерготрейдЛимитед» переводчиком. Теперь они вдвоем работают на дому: одна переводит документы с казахского на русский, другая – с русского на казахский. Заказов хватает, зарплата хорошая. Орынгуль считает, что ей крупно повезло: хорошую работу сегодня в принципе непросто найти, а уж для человека с инвалидностью и вовсе почти невозможно.
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО