По данным министра нацэкономики РК Руслана Даленова, не так давно представившего эту программу на заседании правительства, до 2026 года реальные доходы казахстанцев должны вырасти до 25%. Сама программа рассчитана на 2020-2025 годы.
Ожидается, что она будет гармонизирована с рядом других программ. Но, к сожалению, мы не увидели в ней некоторых моментов.
Например, в ней говорится, что урбанизация даст рост ВВП на 0,55%. Но, между нами говоря, рост ВВП без корректировки на инфляцию – такой условный показатель, что даже если инфляция составит всего 4%, она все равно уничтожит рост реального ВВП в пересчете на сопоставимые цены.
В основе программы лежат выводы не вполне очевидные. Например, о том, что именно рост уровня урбанизации приведет к реальному росту доходов населения, но там не уточняется, что урбанизация предполагает ликвидацию бесперспективных населенных пунктов. Тогда как размещение производства по территории Казахстана – это достаточно продуманная наука, связанная с планированием, производством и выделением средств. Предполагается, что неосвоенных территорий быть не должно. На определенном расстоянии друг от друга должны находиться населенные пункты. Но урбанизация может привести к тому, что часть из них будет оптимизирована.
Людей нужно будет переселить, обучить, трудоустроить. Куда? Развитие перспективных сел и закрытие бесперспективных проблемы не решают. Да, сокращаются расходы на школы, на акиматы, которых больше не будет. Но этим не решается проблема развития подсобных хозяйств, кормовой базы для общественного, крупного и малого животноводства. Принято считать, что если в населенном пункте есть успешное производство, то его собственник заинтересован в развитии социальной инфраструктуры. У нас проблемы пытаются решать от обратного. Строить жилье, решать вопросы оптимизации школ, но не развития производства в растениеводстве, животноводстве, переработке, которое должно быть локомотивом развития региона.
Отлично, что у нас есть еще одна программа, заточенная под решение конкретных задач. Однако роль государства – развивать программы не локальные, а комплексные, нацеленные на достижение значимых результатов. Все должно работать в рамках единого стратегического плана. Большое количество программ размывает ответственность и деньги. В реализации таких программ крайне необходимо введение персональной ответственности за эффективность. Если мы будем знать, какие программы реализованы, а какие нет – мы будем знать, кто был гарантом их реализации. А значит, в правительстве не будет людей, не умеющих работать и разговаривать с населением. А будет новое поколение менеджеров. Причем не обязательно молодых.
Сейчас обсуждается возможность вводить в правительство людей, имеющих бизнес-опыт, связи за границей. Делать ставки только на болашаковцев, допуская разрыв поколений – тупик. А прийти к нему точно не входит в планы экономики Казахстана.
Андрей КОВАЛЬ, начальник управления экономики КГУ им. Байтурсынова, кандидат экономических наук