Речь о фирме «Медовый дом».
Юридически она рождена в 2018 году. За два года продукция пчеловодов существенно расширила географию городов Казахстана – это Караганда, Петропавловск, Атырау, Актюбинск, Уральск и Актау. Сегодня в приоритете у бизнесменов столица. И дальше и вовсе наполеоновские планы на поставки в Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Новая жизнь «Солнышка»
Звучит дорого-богато, не правда ли? На деле «Медовый дом» – это часть здания бывшего детсада №25. Раньше он носил название «Солнышко». Сейчас солнце здесь разливают по банкам. По словам заместителя директора фирмы Кауеза Нурахметова, сейчас в штате пять фасовщиц. Женщины накладывают золотой продукт в банки при помощи ложек. Взвешивают и клеят этикетки.
Здесь же, в здании сада, расположен и склад. Однако в больших объемах продукцию здесь не хранят – работают со свежими сборами. Помимо меда имеется весь спектр пчелопродуктов: перга, пыльца цветочная, забрус, прополис. В этом деле нет такого понятия, как отходы.
Зато есть понимание своей социальной значимости. Не так давно силами компании восстановлена часть кровли здания, старые окна заменены на пластиковые, облагорожена территория. Летом займут еще одно крыло. Отреставрируют его от А до Я.
Старое ремесло в новые русла
Кауез Нурахметов гордится:
– Мы – единственное предприятие в РК, которое производит воско-прополисное масло. Технические условия выкупили у российских коллег. Оно используется как лекарство, продукт абсолютно натуральный.
Первыми в медовом деле бизнесмены стали использовать и новейшую технику. Например, рекристаллизаторы. Один такой агрегат стоит порядка полумиллиона тенге.
– У него несколько режимов. Аппарат сначала разогревает сырье до жидкого состояния, затем сушит его при температуре 38 градусов. От уровня влажности зависит не только качество меда, но и его срок хранения (по ГОСТу мед должен хранится два года. – Прим. авт.). Допустимый уровень влажности – до 21%. Мы к фасовке допускаем 14-18%.
Только после этого жидкое медовое золото допускается к фасовке. Всего три сорта: цветочное разнотравье, цветочный с подсолнечником, цветочный с гречихой.
Ценный опыт
К юридическому статусу предприятие шло долго. Вместе с напарником ночевали в поле, рассказывает Кауез, охраняли свою пасеку, собирали мед. Сейчас фирма закрывает 70-80% потребности костанайского рынка, изготавливая и реализуя около 50 тонн меда в год. Проводили пробную поставку в Иорданию. Доставлять полтонны меда пришлось самолетом. Логистика оказалась настолько дорогой, что заработать не получилось. Зато появился опыт.
Сейчас 60% меда, производимого на предприятии, – это собственный сбор. Остальное – закуп у проверенных местных пчеловодов из Узункольского, Мендыкаринского, Федоровского, Карабалыкского, Костанайского и других райнов, а также из Рудного. Личная пасека насчитывает 350 пчелосемей. Она кочевая. На данный момент пчелки находятся в Южно-Казахстанской области на зимовке.
Благотворительность
1% с продаж меда 1,4 кг, 700 г и 500 г в стекле фирма отдает на благотворительность. Это не маркетинговый ход – увидеть сообщение об этом можно лишь совершив покупку. Она находится на обратной стороне этикетки. Помогают детям: больным, сиротам и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
– Мы получаем удовольствие от своей работы, от ведения бизнеса. Это наша семья. Большая и дружная. Наша задача – это развитие пчеловодства. Мы понимаем, что с нашим развитием внешние конкуренты будут ослабевать, – отмечает Нурахметов. – У нас нет задачи поднять цену на продукцию. Если на предприятии не хватает средств, мы увеличиваем объемы производства и географию поставок. Плюс ко всему являемся официальными дилерами по Казахстану компании, которая специализируется на технике, инвентаре и форме, необходимой пасечникам. Для пчеловодов это радостно: мы держим цены производителя, а зарабатываем на той скидке, которую нам делает завод!
К слову, литровая банка меда здесь стоит 2290 тенге. У обычного пчеловода – 2500. Снизить стоимость получается за счет оптовой закупки тары и этикеток.