Официально
По данным портала energyprom.kz, производство одежды за январь-июль текущего года в стоимостном выражении составило 22,3 млрд тг – на 2,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом индекс промышленного производства достиг лишь 98,7%, что указывает на спад реального выпуска в отрасли.
Выпуск одежды сократился почти во всех сегментах. Существенные убытки несут и производители школьной одежды. Из-за эпидемии коронавируса в Казахстане отменили школьную форму и продажи детской одежды упали на 95%.
Миллионные долги
Предприятия легкой промышленности, которые и раньше находились в непростом положении, сейчас и вовсе на грани. В сложной ситуации и костанайский магазин «Челночок». По словам директора Ларисы Любановой, производство нынче терпит одни убытки.
– Я ушла в минус на 4,5 млн тенге. Должна по зарплате своим работникам и всем поставщикам. Мы всю зиму шили, но школьная форма оказалась никому не нужна, – рассказала Лариса Борисовна.
По мнению Любановой, ситуация с отменой школьной формы может затянуться на пару лет. Это значит, нашитая форма останется лежать на складах магазина мертвым грузом. Если в будущем отменят ткань в клеточку, тогда всё это добро можно будет вынести на свалку, то есть затраченные средства не вернутся вовсе. Проблема в том, что несколько последних лет предприятие специализировалось на пошиве именно школьной формы для местных школ. Со спецодеждой работали меньше, потому что не стало массовых договоров с учреждениями.
– Раньше организации форму закупали централизованно, а теперь работники сами покупают где придется. Крупных заказов в этом сегменте у нас вообще нет. Никакой господдержки нам не оказывают, – отмечает Лариса Любанова.
Кроме того, сертификаты качества, которые в прошлом году стоили 20 тысяч тенге, в этом году подорожали в 10 раз. Получается, что приобретены они напрасно. К слову, зато к форме, которая приходит на наш рынок из других стран, это требование не применяется.
– Мне долги перекрывать нечем, поэтому продаю один из магазинов. И уже не знаю, что вообще делать дальше... – признается предпринимательница.
Ситуация получше складывается у местной компании «Азурит». По словам коммерческого директора Натальи Токун, школьная форма здесь также была нашита заранее.
– Естественно, покупателей сейчас к нам приходит меньше, но на сегодняшний день продажи всё же идут. Год еще не закончился, пока говорить о конкретных убытках рано. Предприятие продолжает работать, мы шьем спецодежду, и это выравнивает нашу финансовую ситуацию, – отмечает она.
Надежда есть?..
По словам заместителя председателя правления АО «Большевичка» Арсена Жетписпаева, на предприятии сложившуюся ситуацию ожидали, поэтому большой упор на школьную форму не делали. Но все равно шили.
– У нас есть большие остатки по форме еще с прошлых лет. Конечно же решение ударило по нам. Мы рассчитываем, что со временем нашитая форма также будет востребована на рынке, хотя из года в год школы меняют модели, и гарантий нет, – прокомментировал Жетписпаев. – Чтобы списать остатки, мы должны будем оплатить налог НДС в размере 12%. То есть за то, что мы не можем продать товар, мы еще должны и заплатить. Поэтому форма лежит балластом. Деньги, которые мы инвестировали в пошив формы – это, по сути, наши убытки сейчас.
С другой стороны, критического крена в работе предприятия не произошло. Но только благодаря загруженности по другим линиям заказов. В частности, из-за пошива спецодежды.
– В целом, год для отрасли очень тяжелый, и для нашего предприятия в том числе. Но надежда все-таки остается, – отмечает Арсен Жетписпаев.
К слову, по сообщению портала energyprom.kz, цены на одежду в Казахстане заметно растут из года в год. Так, по итогам января–августа 2020 года стоимость одежды в розничных точках продаж выросла на 4,6% к аналогичному периоду годом ранее.
Фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО