Благодаря организованной онлайн-трансляции этого заседания, за ним смогли наблюдать все казахстанцы, которым небезразлична земельная реформа.
И многие получили возможность высказать свое мнение. Так вот открывая это заседание комиссии по земельной реформе, ее председатель — заместитель Премьер-Министра РК Ералы Тугжанов — подчеркнул, что 25 февраля т.г. Президент страны Касым-Жомарт Токаев принял окончательное политическое решение о полном запрете передачи сельхозземель иностранцам и иностранным компаниям, научным центрам с международным участием, а также супругам иностранцев и лицам без гражданства. И скоро в Казахстане будет принят соответствующий закон. Таким образом с повестки дня был снят крайне важный вопрос, который в 2016 году попал под действие моратория.
В ходе заседания выступили многие члены комиссии, которые затрагивали буквально все стороны обсуждаемой реформы. Кто-то высказался против продажи сельхозземель даже казахстанским гражданам. В то время как кому-то передача этих земель казахстанцам в частную собственность предполагается вполне уместным. Правда, в ограниченном количестве и по определенным критериям. А еще говорилось о проблеме изменения целевого назначения сельхозземель. Дело в том, что несмотря на действующий запрет таких изменений, на местах порой находят лазейки, с помощью которых умудряются строить жилье на сельскохозяйственных землях.
Разумеется, что и у костанайских аграриев свои мнения насчет земельной реформы.
Мади Ихтиляпов, директор ТОО «Шолаксай-1» Наурзумского района
Я считаю, что, действительно, нельзя земли продавать иностранцам. Да и вообще ее никому не надо продавать. Думается, пока достаточно долгосрочной аренды земли, благодаря которой трудятся сегодняшние землепользователи. Но при этом должен быть соответствующий контроль за тем, как эта земля используется. И если пресловутый асфальтовый крестьянин взял поля в аренду у государства, но не может грамотно работать на них, то эти участки у него надо изъять и отдать настоящему хлеборобу.
А еще, по моему мнению, надо законодательно закрепить один очень важный нюанс. То есть, те, кто работают на земле сельского округа, должны быть социально ответственными. Все понимают, что эти бизнесмены получают доход из-за использования земель. Но тогда пусть вкладывают определенные средства в социальную сферу этого сельского округа. Ведь можно привести немало примеров, когда вокруг конкретных сел весьма неплохо развивается бизнес многочисленных хозяйств, однако сами села хиреют и их жители находятся в бедственном состоянии. То есть, получаешь доход от земли — поддержи тех, кто живет в этом сельском округе. Думаю, это вполне закономерно. Кстати, именно по такому принципу действует и наше сельхозпредприятие.
Александр Бородин, директор ТОО «Зуевка» Алтынсаринского района
Не совсем понимаю тех, кто выступают против продажи земли гражданам нашей страны. Я изучил практику многих стран — Германии, Японии, Австрии, Канады, Австралии и ряда других, где землю передается в частную собственность. Но при этом государство четко контролирует такое землепользование. И не случайно в свое время говорил Елбасы Нурсултан Назарбаев, что в принципе можно и даже нужно продавать землю в частную собственность отечественных аграриев.
Ладно, допустим, в итоге законодательство вообще запретит продажу земли всем — и иностранцам, и казахстанцам. Но тогда давайте решим вопрос о продаже, нет, не земель, а о праве землепользования. То есть, если аграрий получил от государства земельный участок на 49 лет и добросовестно хозяйствовал на ней, но потом на каким-то причинам уже не может здесь работать, то почему бы ему не дать продать на оставшиеся годы выданное ему право землепользования? Я подчеркиваю — не землю, она остается в собственности у государства, а право землепользования.
А что касается рационального использования земли, то этот фактор нужно тщательно изучить. Вот сейчас от нас, землепользователей, требуют, что мы оплачивали почвенные анализы. И сейчас создано много фирм, которые оказывают эти услуги. А цены на них весьма ощутимые. Причем, каждые три года надо обновлять эти почвенные анализы. Но возникает вопрос — а почему мы должны оплачивать эти услуги, если землю находится в государственной собственности? Логика подсказывает, что значит и государство должно обеспечивать такой контроль за плодородием почвы. Кстати, сейчас данные об этом находятся в районных сельхозотделах и в земельных комитетах. И они должны давать нам рекомендации о том, как мы должны правильно сеять, да и вообще как нужно правильно работать на этих полях. А самое главное, надо сделать так, чтобы таким органом, который хотят создать для контроля над рациональным использованием земли, не использовали для рейдерского захвата земли у добросовестных аграриев.