На актуальные народные вопросы отвечает финансовый аналитик, автор Telegram-канала @finance.kz Андрей ЧЕБОТАРЁВ.
Как сохранить сбережения?
– Максимальная диверсификация: валюта, депозит, ценные бумаги, золото. Если вы используете брокеров, то используйте нескольких. Чем больше сбережения, тем больше частей. Кризис показал, что в мире очень быстро все может стать очень плохо. Еще месяц назад российские ценные бумаги были отличной инвестицией.
Стоит ли брать сегодня кредит?
– Если у вас есть возможность не брать, мой совет – не брать. Средние проценты по беззалоговым займам растут. Это достаточно кабальные условия. Крайне не советую рассматривать коммерческую ипотеку, но рекомендую обратить внимание на госпрограммы покупки жилья. В Казахстане покупка квартиры – долгосрочная инвестиция, потому что на фоне роста спроса на жилье цена будет также расти.
Каким будет курс доллара?
– Курс может быть любой, пока продолжаются военные действия на территории Украины. Чтобы прогнозировать курс, нужно знать, в каком мире мы будем жить завтра. Потому все, кто будет прогнозировать курс сегодня, будут ошибаться.
Как долго Нацбанк Казахстана сможет продолжать интервенции для поддержания курса доллара?
– До полугода – точно. В таком режиме, как сейчас, даже больше года. Но не все золотовалютные резервы могут быть на это использованы. С другой стороны, этот вопрос с каждым днем становится все более политическим, нежели экономическим. У нас курс должен быть свободным, а интервенции нарушают процесс. Думаю, в скором времени интервенции Нацбанка будут сходить на нет, с их помощью будут сглаживать лишь пики ажиотажного спроса.
Будет ли юань мировой валютой?
– Возможно. Пока Китай не вмешивается в конфликт, занимает строго нейтральную позицию. Санкции Запада показали, что резервы в валюте в любой момент могут стать тыквой. Центробанк России держал за границей более 300 млрд долларов, которые сейчас ему недоступны. Я уверен, что Центробанк Китая делает соответствующие выводы. То, что юань в ближайшие год-два станет резервной валютой, говорить рано, но тенденция есть. К тому же санкции Запада против России ослабляют и доллар.
Нужно ли Казахстану выходить из Евразийского экономического союза?
– Считаю, что делать этого сейчас нельзя. ЕАЭС пытаются превратить из экономического союза в политический. Но в данном случае нельзя идти на поводу у политики и подставлять под удар свою экономику.
Как нам отвязаться от рубля?
– Тенге привязан к рублю не в недрах Нацбанка или Правительства. Мы 40% импорта ввозим из России, за две трети товаров платим в рублях. Отсюда рублевая привязка. Сейчас в России проблемы с вывозом товаров, сложности с их наличием. Уже видим, что за машинами они едут к нам. Этот вектор товарных потоков можно попробовать изменить: продавать больше на экспорт, получая выручку в валюте. Тут все в руках предпринимателей. Как только вектор повернем, спрыгнем. Сказать легко, сделать сложно...