Поздравления впереди, а пока мы собрали вопросы, которые накопились у читателей «КН» к спасательной службе. Отвечает на них начальник департамента по чрезвычайным ситуациям Костанайской области Талгат КАКИМОВ (на снимке).
– Скоро наступит зима. Это, наверное, самый напряженный график в работе ЧС. Заносы, бураны, застрявшие машины... Ваша служба готова?
– 36 машин высокой проходимости проверены, утеплены, обеспечены зимним дизтопливом. Остается надеяться, что автолюбители такие же ответственные. Ежегодно фиксируем более 300 случаев возгорания транспорта. Поврежденная проводка, плохие уплотнители, замасленность двигателя, постоянное использование прикуривателя для дополнительного оборудования – причин много. Бывает, в день горят две-три машины. Хотелось бы обратить на это внимание водителей: нужно ухаживать за своим авто. За пять минут пожара машина приходит в полную непригодность.
– Не увеличена ли штатная численность ЧС в этом году?
– Нет, нас по-прежнему 1114 человек.
– Читатели спрашивают, в каких случаях человек может звонить в службу спасения с просьбой о помощи?
– Если есть угроза жизни. Но нужно рассчитывать и на свои силы. За сутки, за двое мы рассылаем сообщения со штормовым предупреждением. Но люди часто выезжают на трассу в неутепленной машине, без запаса бензина, еды, теплой одежды. В итоге звонят в нашу службу, говорят, что с ними женщина, ребенок. А оказывается в авто ни женщин, ни детей. Обманом рассчитывают на более оперативную помощь. Мы, конечно, спасем, но хотя бы бутылку воды и булку хлеба берите в путь.
– Сейчас госслужба особое внимание уделяет имиджу. В августе спасатели достали с опоры моста кошку. Хотя вначале диспетчер отказал в помощи. «Мы спасаем только людей» – это слышишь всегда. И вот после этой нежданной помощи читатели искренне хвалили спасателей в комментариях к информации. Ситуации, когда животным необходима помощь, ведь не так часты. Нет ли такой перспективы, что помощь кошкам на дереве или собакам в ямах будет оказываться спасателями? За границей, на которую мы часто равняемся, это в порядке вещей.
– На самом деле мы должны реагировать на все случаи. В том числе и с животными. Если дежурный так отвечает, значит, он выполняет свою работу недобросовестно. Уже на месте группа должна решить – нужна ли помощь коммунальных или других служб.
– Я был свидетелем, как женщине на улице стало плохо, она потеряла сознание. Прохожие были готовы помочь, но никто не знал как. Нет ли каких-то открытых курсов первой медпомощи или, может, планов по их открытию?
– Наши пожарные и спасатели обучаются на медицинских курсах. Но для граждан на базе ЧС таких курсов нет. Однако на нашем сайте есть рубрика, где приведены практические советы, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Например, на тонком льду – это скоро станет актуально.
– Актуальным скоро станет и печное отопление, опасность отравления угарным газом.
– В прошлом сезоне по этой причине погибли пять человек. Мы размещаем ролики, в том числе в соцсетях. Ведем информационную кампанию. Я не рекламирую, но сейчас за пять-семь тысяч тенге продаются газовые улавливатели. Сигналом они предупреждают о критическом уровне газа в помещении. Семь тысяч – это совсем недорого за жизнь.
– По каким телефонам можно вызывать ЧС?
– У нас сейчас 8 линий. По стандарту на 100 тысяч населения должна быть одна линия. Раньше было 5, а теперь – 8. Но номер остается один – 112.