Бьюик
Впервые международное ралли ретро-автомобилей «Пекин - Париж» прошло в 1907 году.
Ралли 2019 собрало 120 экипажей. Старые машины были разделены на две категории: «Винтаж» и «Ретро». Первыми на площадь к удивлению чаще приходили модели до 1941 года постройки.
Дэвид Майн припарковал свой «Бьюик» 1929 года выпуска. Открыл капот и из медной масленицы покапал куда-то в утробу своего двигателя. А потом достал бутылку воды и залил в самый нос своего корабля (старые машины с их прямоугольными формами и большими размерами легко назвать кораблями).
- Это же «Тассай» у него? – спрашивает пожилой человек, он держит на руках внука.
- Похоже на то.
- Ха-ха…
Особенно необычного в этом не было, но все вокруг удивились. Было странно, что радиатор «Бьюика» (на котором бутлегеры 30-тых возили алкоголь, возможно) заправляется нашей водой.
Дайте дорогу!
От людей скоро стало тесно. Было много мам с детьми. Полицейский едва не охрип, пока просил женщину с коляской отойти подальше от полосы, по которой двигался «Sunbean Alpine» 1954 года выпуска. А ей хотелось показать своему ребенку машину вплотную.
Машинами из разных стран (всего 26) в основном управляли пожилые люди - западные пенсионеры. (Проходила информация, что некоторые из них входят в «Форбс»). Они выходили из салонов – пыльные, со свалявшимися волосами. Мужчины позировали с горожанами для селфи. А вот женщины – их тоже было немало – отказывались. Их можно понять.
Иностранцы (если по карте - представляли страны от Австралии до Шотландии) улыбались горожанам. Но так, как они умеют – лишь бы продолжить свой путь дальше. А у них было много дел – почти под каждой машиной был расстелен полог, на нем водители и штурманы что-то чинили или проводили профилактику.
Костанайцы этому пассивно мешали. Толпа горожан не давала парковаться прибывшим автомобилям. Старый «Вольво» пробивал себе дорогу сигналом, который был похож на визг свиньи. Но этим он только привлек к себе внимание. В конце концов, в гудящей толпе людей поехал автомобиль дорожных полицейских. Из громкоговорителя вырывался сначала строгий дисторшн: «Я сказал, выходим за турникет». А потом даже через помехи в голосе полицейского слышалась отчаяние: «Я сказал, выходим за турникет». И люди понемногу вышли, даже мамы с детьми.
Наши и ихние
На освобожденной площади западные пенсионеры повеселели, задвигались возле своих машин. «Форд», «Бьюик», «Порше», «Паккард», «Хорх» - у зрителей разбегались глаза. Приезжали представители заводов, которые уже не существуют.
- А сколько стоит эта машина?
- 300 000 долларов.
- А как она называется?
- Elvis Firefly.
- Как-как?
Диалог между костанайским студентом и Алексом Васботенном из Норвегии.
Молодой человек показал на двухместную открытую машину с туловищем, затянутым пологом и сказал девушке: «Бентли». «Да здесь всё Бентли» - скривилась девушка. («Бентли» и, правда, было много, их узнавали по радиаторной решетке). Но почему-то только у «Альфа-Ромео» на решетке был целый гербарий из бабочек разных размеров и цветов. Машины ехали через Китай, Монголию, Сибирь (всего пересекут 12 стран, 15 000 километров). Но другие участники, наверное, снимали несчастных чешуекрылых, а владелец «Альфа-Ромео», верно, был коллекционер.
На площадь Костаная ворвалось не ралли запыленных старых машин, а какое-то другое измерение жизни. Здесь пенсионеры носили на головах ковбойские шляпы, авиационные шлемы времен второй мировой, в конце концов, кепки со значками. Они наматывали на шеи платки, как ковбои. Они улыбались, поднимали вверх бутылку с вином. Трудно представить, чтобы наши пенсионеры вот так захотели сорваться и отправиться через весь свет (и смогли бы себе это позволить, конечно).
- Ихние машины у нас ценятся, а у них наши «Жигули» можно продать за 100 000 долларов, - на чистом серьезе говорит школьник своему товарищу. Тот кивает головой.
Самое старое транспортное средство на ралли - Contal Motori Tricycle 1907 года. Это скорее мотоцикл на котором водитель занимает место позади пассажира. Им управляли широкостные, худые бельгийцы в тяжелых кожаных куртках. Они с удовольствием сняли их, когда остановились. Наверное, уже через два дня ралли из приключения превращается в тяжкий труд.
Сейчас так не делают
- 90 лет машине. А металл как новый, - два товарища рассматривают «Бьюик» Дэвида Майна.
- Железо толстое смотри какое. Но царапины уже есть. Вон, на крыле.
Дэвид Майн видит направление руки и сам разводит руками:
- Дети… - показывает вокруг, – посетители.
- Это не наши! Наши так не могут, - смеются товарищи.
Дэвид Майн вежливо улыбнулся, открыл двери и полез в салон. Внутри дверь оказалась обита бархатом на деревянной основе. Ручка стеклоподъемника была завальцована, покрыта узором.
- Сейчас так не делают, - качает головой товарищ.
В четверг, в 8.00 утра участники ралли стали разъезжаться. Даже в это раннее утро вокруг собралось немало костанайцев. Они махали рукой, а раллийцы сигналили им и растворялись в потоке современных машин.
Фарид ДАНДЫБАЕВ
Фото: Константина ВИШНИЧЕНКО