Он поделился впечатлениями от форума.
– Сергей Васильевич, участвуя почти во всех Всемирных конгрессах русской прессы, вы, очевидно, могли видеть, как она менялась и какими проблемами жила последние годы?
– 14 лет назад перед русскоязычными СМИ стояли и простые, и одновременно сложные задачи. Как выжить? А сегодня к ней добавились и такие, как развитие онлайн-журналистики, сохранение в конкуренции с ней профессиональных печатных изданий. Одна из основных тем конгресса так и звучала: «Социальные медиа и традиционные СМИ – «за» и «против». Выступая на одной из секций конгресса, я сказал, что у нас сложилась неразумная практика – мы почему-то развиваемся по взаимоисключающим принципам. То есть или то, или другое. А надо и онлайн-журналистику развивать, и сохранить традиционные печатные СМИ. И примером может служить «Комсомольская правда», «Московский комсомолец». Эти газеты и сегодня читать интересно.
– На ваш взгляд, чем объясняется их живучесть, востребованность?
– Сегодня вся журналистика – и традиционная, и онлайн – определяется контентом. Это когда в Интернете ты можешь познакомиться с мнением людей, которые тебе интересны, причем в большом многообразии, а в газете читаешь о проблемах, с которыми сталкиваешься в своем регионе, стране. Если в аналитической статье верно описаны моменты, которые являются препятствием для современной жизни, то читатель думает: «Хороший журналист, стоит обратить внимание на это издание». Американцы, когда я еще 8 лет назад был в США, назвали такую журналистику народной. Потому что в этой журналистике отражены народные чаяния, мнения людей.
– Какую поддержку оказывает Всемирная ассоциация русской прессы (ВАРП) зарубежным СМИ, допустим, нашим. И нужна ли она им?
– Объясняю: Конгресс ВАРП юридической силы не имеет, там каждый делает выводы для себя сам. Не может быть единых подходов в развитии СМИ хотя бы потому, что у каждого государства разное законодательство. И отечественным законам надо подчиняться, «Костанайские новости» следуют этому. Но все русскоязычные СМИ объединены двумя составляющими – русский язык и русская культура. Что касается поддержки, то со стороны нашего великого соседа, России, ее нет. Хотя еще 10 лет назад на конгрессе в США я ставил вопрос о том, что Россия, имея три крупных целлюлозно-бумажных комбината, могла бы помогать русскоязычным печатным СМИ за рубежом. Той же бумагой. На это мои коллеги из разных стран сразу отреагировали так: «Нам не надо никакой помощи, потому что мы не хотим ни от кого зависеть». И это верно подмечено. Хотя я уверен, что в мире независимых СМИ не было, нет и не будет.
А вот свободно-профессиональные СМИ есть. И к этому надо стремиться. То есть мы должны отталкиваться от тех тем, которые актуальны сегодня для народа, для власти. И нам эти темы могут даже рекомендовать. Но как их разрабатывать, как писать о них – это уже сугубо наше право.
– В этом плане, думаю, обсуждалась и тема взаимоотношений СМИ и власти?
– Она актуальна во всех странах. В той же Италии на конгрессе выступал мэр Неаполя, с нотками жалоб он говорил, что у них мнение власти совершенно не совпадает с мнением итальянской журналистики. И это нормально. Если журналистика начнет развиваться только по схеме и рекомендациям власти, то, кроме самой власти, она никому не будет нужна. Кстати, мэр еще сказал, что появилась современная расшифровка аббревиатуры СМИ – сильно много информации.
– Как в ней ориентироваться простому человеку?
– Заметна тенденция – возрастает интерес к аналитической журналистике, в которой не просто обозначается проблема, а проводится ее глубокая разработка, указаны истоки, различные пути решения, причем с участием экспертов, привлечением статистики. Сегодня востребована именно такая журналистика! Однополярность, безальтернативность никому не нужны.