На днях МВД Казахстана официально заявило, что намерено следить за онлайн-перепиской молодежи, чтобы предотвратить проявления религиозного фанатизма.
И это не случайно. Международный терроризм опасен тем, что действует на умы опосредованно. Это целая идеология, которой нужно противостоять. И на этой неделе в Астане прошел круглый стол, который организовали Союз криминалистов Казахстана и Правовой совет партии «Нур Отан». На него съехались известные ученые-юристы. Тема для обсуждения – международный терроризм и экстремизм. В Казахстане действует закон о противодействии терроризму, к нему группа ученых разработала специальный комментарий. Презентация этой книги прошла именно в рамках круглого стола. Среди разработчиков есть костанаец – доктор юридических наук, директор института экономики и права при КСТУ Сергей Жалыбин. Серьезный научный труд должен помочь в правоприменительной практике существующего закона.
Однако есть и другой аспект проблемы – гораздо важнее не допустить проникновения религиозного экстремизма ( а именно он лежит в основе международного терроризма) в умы людей. Вера – это хорошо, плохо, когда она превращается в неудержимый фанатизм. На днях МВД Казахстана официально заявило, что намерено следить за онлайн-перепиской молодежи, чтобы предотвратить проявления такого фанатизма. Первая реакция пользователей Интернет-сетей на такое заявление была не слишком позитивной. Чему не приходится удивляться: слежка часто ассоциируется с давлением и запретами. Однако надо понимать, с чем это связано. А связано в первую очередь с национальной безопасностью, причем не только для государства, но и конкретного человека. Надо сказать, что казахстанские силовики не изобретали велосипед. Социальные сети для борьбы с экстремизмом используют многие страны. В Финляндии, например, такой мониторинг ведется давно. В Казахстане пока только в качестве эксперимента. Только столичные школьники и их родители будут иметь возможность в режиме онлайн обращаться за помощью к школьным инспекторам полиции. Если эксперимент признают успешным, его распространят по всей республике.
МВД предложило задуматься и представителям СМИ. В середине октября на сайте YouTube появился ролик о «казахских джихадистах в Сирии». На видеозаписи молодые люди говорят на казахском и русском языках. После этого некоторые телеканалы использовали этот факт как информационный повод и «разнесли» по республике. По мнению заместителя начальника управления по борьбе с экстремизмом МВД Дархана Разуева, трансляция даже фрагментов видеосюжета переходит в «пропаганду экстремистских идей, на что и рассчитывали, наверное, создатели этого ролика». По словам полицейского, сейчас ведется экспертиза. Скорее всего, ролик признают экстремистским и запретят к показу на территории Казахстана. Есть и другой момент, когда также трудно говорить о преувеличениях: непроизвольно СМИ провоцируют панику среди населения, выражая сомнения в возможностях эффективной защиты со стороны государства. Такие факты два года назад уже наблюдались. Тогда в канун Курбан Айта на фоне совершенных незадолго до этого терактов среди населения распространились слухи о похищениях и жертвоприношениях детей. А использовали эту панику преступники.
Понятно, что запретом конкретного ролика проблему распространения религиозного экстремизма не решить. И устроить полную информационную блокаду террористов тоже. Однако уже то, что о таких сложных проблемах заговорили вслух, фактор весьма позитивный.