Его имя есть в книге «Генералы Казахстана». Геннадий Павлович Луценко возглавлял прокуратуру Костанайской области с 1985 по 1992 годы, самые переломные в истории. Впрочем, многие факты его биографии – это и есть история. Не только прокуратуры, но и страны.
Старшина и Хрущев
В автобиографиях из личного дела генерала Луценко в графе «Пребывание за границей» значится: «Не был».
– Был, – смеется сейчас Геннадий Павлович. – Три месяца на Кубе. Только тогда мы давали подписку о неразглашении этого факта. Я служил в армии, на Кубе стояли наши ракеты, и разразился Карибский кризис. Об этом только недавно стали говорить. А тогда нас срочно перебросили в Союз, я попал на Байконур. Тоже объект секретный.
Там, на Байконуре, и произошла эта история. На космодром приехал первый секретарь ЦК Компартии Никита Хрущев. Были успешные запуски ракет. После них боевой расчет, который возглавлял старшина Луценко, выстроили на плацу, и Хрущев лично объявил каждому благодарность. И поощрил краткосрочным отпуском на родину.
– Мы уже почти сели в вагон, – рассказывает Геннадий Павлович, – как услышали сообщение по радио: Октябрьский пленум ЦК КПСС освободил от должности Никиту Сергеевича Хрущева... Но отпуск – то наш состоялся!
Чем чреваты походы в кино
После армии машинист-оператор Магниторского металлургического комбината Геннадий Луценко (это была его первая рабочая профессия) выучился на юриста. И приехал в родную Кустанайскую область стажером следователя в прокуратуре Семиозерного района. Все у него складывалось хорошо. Но так вышло, что он дважды ходил в кино с дочерью прокурора. Когда к нему приехала невеста Галя (с ней Луценко счастливо живет до сих пор), разразился скандал. Его устроила жена прокурора, она посчитала, что походы в кино дискредитировали ее дочь. Через месяц стажера по его заявлению перевели в другой район. Видимо, характеристику от прокурора района он получил хорошую, потому что пошел вверх по служебной лестнице.
Разговор с заточкой у шеи
1987 год. Геннадий Павлович уже генерал, возглавляет прокуратуру области. В один из дней – звонок из милиции: ЧП в колонии Джетыгары. Осужденный взял в заложники двух женщин-сотрудниц. Требует прокурора.
– Мы мчались так, что едва не перевернулись по дороге, – рассказывает Геннадий Павлович.
Ситуация в колонии действительно оказалась непростая. Один из осужденных прорвался в каптерку, из которой через окно-амбразуру две молодые женщины выдавали рабочую одежду, и изнутри подпер дверь тяжелым сейфом. Металлическую заточку он держал у шеи одной из сотрудниц. Все это длилось уже несколько часов, и бедная женщина едва не теряла сознание. Чтобы подтвердить, что перед ним прокурор, которого осужденный требовал, Геннадий Павлович подошел к окошку, вывернул прокурорскую петлицу на мундире... В этот момент заточка оказалась у его шеи. Так они и вели разговор.
– Отпусти женщин, чего ты хочешь: самолет, деньги?
Главное было выманить осужденного и освободить женщин. Но тот, что взял их в заложники, не хотел ничего. Из этого сделали вывод: у рецидивиста «снесло крышу». Разговаривать с ним нет смысла. Значит, убирать?
– Но, – говорит Геннадий Павлович, – важно было тем самым не вызвать агрессию других заключенных, предотвратить возможный бунт в колонии.
И тогда прокурор области решил встретиться с «авторитетами». Спросил, что будет, если применят оружие. «Авторитеты» почесали в затылке, подумали и выдали: «Нет вопросов, начальник...»
* * *
В отставку Геннадий Павлович Луценко ушел в 1996 году с должности прокурора Северо-Казахстанской области. Уехал из Казахстана по семейным обстоятельствам, но – вернулся. С бывшими коллегами поддерживает очень тесные отношения. Да вспоминают его добрым словом: открытый, общительный, не теряет оптимизма.