Сколько должен получать сотрудник Дома культуры, чтобы радовать людей и при этом не думать о том, как бы сменить работу.
Что есть Дом культуры? Место, куда мы приводим детей на занятия в секции? Концертный зал, где проходят плановые праздники? А если рассматривать ДК как место работы… Что он может предложить человеку?
В затобольском ДК «Колос» народно-цирковой коллектив «Арена чудес» существует еще с советских времен. Татьяна Калашникова когда-то занималась в этой студии, а в 1995 году стала ее руководителем, теперь коллектив носит звание народный. Татьяна Сергеевна – одна из немногих, кто ездит повышать квалификацию то в эстрадно-цирковой колледж в Астану, то в алматинский цирк. Заметьте, за свои деньги. Неужто зарплата у культработника такая большая?
– Зарплата у нас в среднем 25 тысяч тенге, – говорит директор ДК Гульжан Шалгимбаева. – Многие уходят. С кадрами непросто. У нас работают всего 13 специалистов, а кружков – 43. То есть каждый руководит несколькими, а еще пишет сценарии, проводит методические выезды в сельские клубы, у нас ведь центральный районный ДК. Молодые люди приходят, но остаются работать единицы. Молодежь понимает, что проще заработать на корпоративах.
А, к примеру, в областном центре самодеятельного творчества (бывший ДК «Юность») молодой специалист, работающий на полставки, получает и вовсе 14 тысяч. Но говорить открыто о своих проблемах здесь не любят. Одна из сотрудниц не захотела назвать нам свое имя, хотя пребывает в недоумении: «Как может молодой музыкант, с зарплатой в 14 тысяч на свои деньги ездить на курсы, ведь в бюджете трат на переподготовку не предусмотрено».
В областном управлении культуры разводят руками – зарплата для их работников определяется Постановлением Правительства № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих» от 29.12.2007 года. По словам руководителя планово-экономического отдела управления Мендыгуль Альжановой, заработок специалиста Дома культуры зависит от его стажа, уровня образования, категории. Кстати, отправиться на курсы можно, лишь имея стаж хотя бы три года. А до этого срока минимальная заработная плата для работников культуры с высшим образованием и стажем до года составляет 38933 тенге, со средним образованием – 29731. При этом многих молодых специалистов берут только на полставки.
То есть получается замкнутый круг – зарплата невысокая, потому что нет стажа и категории. А условий, чтобы повысить квалификацию, стало быть, и категорию, нет. Тем более, что районные Дома культуры живут на местном пайке, и чтобы отправлять специалистов на курсы повышения квалификации, средства должен выделить районный бюджет. Теперь вам понятно, почему Татьяна Калашникова ездит перенимать опыт за свой счет?
– Мы варимся в собственном соку, – итожит ситуацию Гульжан Шалгимбаева. – Курсов, чтобы повысить квалификацию нашим специалистам, в области нет.
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью и издательской деятельности областного филиала «Национального центра повышения квалификации «Орлеу» Раушан Байсарина подтверждает, что у них предусмотрены курсы лишь для педагогических кадров:
– Единственные специалисты, работающие на стыке педагогики и культуры, подготовку которых мы ведем – это библиотекари. Для других работников культуры у нас ничего нет.
Правда, проявило инициативу ТОО «Иволга-Холдинг», организовав годичные курсы для подготовки худруков сельских ДК. С перспективными молодыми людьми из сел работали опытные мастера хоров, хореографии, театрального мастерства, клубной деятельности. Благодаря этому, Дома культуры – Банновский, Садчиковский, Буденновский, Аманкарагайский, Краснодонский – пополнились новыми специалистами.
Но вы ошибаетесь, если думаете, что сельская культура страдает от недобора кадров. По данным областного управления культуры это не так – в сельских клубах работают 562 специалиста с высшим и средним образованиями, 137 получают профильное образование. О чем это говорит? Прежде всего, о том, что в этой сфере действуют самые «идейные» и терпеливые люди, готовые работать на маленькую зарплату, да еще исхитряться повышать профессиональный уровень.
Но перемена участи для них явно назрела. Депутат Мажилиса Парламента РК Ольга Киколенко сообщила, что этому должен помочь Закон «О социальных стандартах», проект которого депутаты собираются рассмотреть в течение 2014 года.