Сто лет назад в городе на Тоболе появилось электричество.
29 апреля 1919 года, в самый разгар Гражданской войны, в город Омск, тогда столицу белого сибирского движения, в Ставку Верховного Правителя России адмирала Колчака, прибыл барон Будберг, боевой генерал, только что назначенный адмиралом на должность главного начальника снабжения белой Сибирской армии. И записал он в этот день в своем дневнике: «Прибыл в Омск, еле нашел какой-нибудь приют. Жара здесь совсем летняя, а пылища по самому первому разряду. Уличное освещение совершенно отсутствует и для него нет никаких приспособлений, даже керосиновых».
Примечательно в этой связи, что в это время Кустанай и Кустанайский уезд уже год, как входили в состав Сибири и Омской области по решению съезда крестьянских и киргизских депутатов, который прошел весной 1918 года. Но если Омск весны 1919 года был настолько убог и малоразвит, что не имел даже предпосылок уличного освещения, то тогдашний Кустанай уличное освещение имел уже пять лет, с 1914 года! Занимался у нас этим инженер А. Кастальский, который был эдаким кустанайским монополистом по части электроснабжения города. Использовал он в 1914 году дизельный движок, с помощью которого поначалу освещались только несколько домов, да десяток лампочек в центре Кустаная. Однако инженер умело и целенаправленно, со знанием существа вопроса вел дела и постепенно расширял электроснабжение Кустаная, в том числе и его улиц. Цены на электроэнергию устанавливал он же, но окончательно их тогда утверждала городская Дума, выступавшая как антимонопольный орган.
Вот так сто лет назад Кустанай в «коммунальном смысле» Омск, что называется, обскакал. Но темпы сбила сначала революция, потом война. Омск впоследствии быстрее выкарабкался из этой разрухи и ушел вперед.